Методическая копилка
Главная » Статьи » Воспитательная работа |
Тема: «Как «живут» экспонаты в музее» (5 класс). Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием музей, условиями бытования экспонатов в музее, рассказать о различных типах музеев. Определить типы музеев Белгородской области. 2. Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия. Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация «Как живут экспонаты в музее», предметы, принесённые учащимися в качестве экспонатов музея. Ход занятия. Слайд №1 тема классного часа, «Как живут экспонаты в музее» Ведущий Здравствуйте дети, уважаемые гости. Сегодня у нас необычное занятие, мы совершим путешествие в удивительный мир, который называется музей. Мы узнаем – что такое музей, кто помогает экспонатам жить в музее, кому они раскрывают сои истории и тайны. чем различаются музеи между собой, и какие музеи есть в нашей области. Люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем – то им памятные предметы, веши, картины и многое другое, то что теперь мы называем историей. Слайд № 2 Как обычно, в красивом здании Где хранится кладезь знаний Обо всём, что нас окружает И конечно, всегда поражает, Здесь предметы культуры всей. Что же это – МУЗЕЙ! (Слайд №3) Слайд №4 Ведущий: Название «музей» происходит из Древней Греции и переводится как «храм муз». Музами древние греки называли мифологических богинь – покровительниц наук и искусств. Не случайно музеи и своим внешним видом, и внутренним убранством настраивают зрителя на встречу с прекрасным. Посмотрите, в каких красивейших зданиях располагаются музеи. Что же такое музей? Для чего нужны музеи? (дети отвечают). Слайд №5 Ведущий: Действительно, музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и вообще, узнать много интересного. Самым главным в музее является ЭКСПОНАТ. Все то, чего коснется человек, Приобретает нечто человечье. Вот этот дом, нам прослуживший век Почти умеет пользоваться речью. Мосты и переулки говорят, Беседуют между собой балконы Слайд №6 Что означает это слово экспонат? (Слайд с частью этнографической экспозиции школьного музея). Какие предметы могут быть экспонатом? Экспонатами могут быть самые обычные и самые необычные предметы. Слайд №7 Ребята как вы думаете, как попадают экспонаты в музей? (дети отвечают). Ведущий: каждый экспонат попадает в музей по своему. Одни ищут целенаправленно в ходе археологических раскопок, другие преподносят в дар музею. Слайд №8. Все ли предметы могут стать музейными экспонатами? Слайд № 9. Дети рассматривают предметы, которые принесли в качестве музейных экспонатов, делают вывод о возможности предмета стать экспонатом. Ведущий:В нашем школьном музее находятся предметы, в основном переданные в дар музею и собранные в ходе поисковых экспедиций учащихся. (Слайд №10 часть этнографической экспозиции). Итак предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь. Интересно, как живётся экспонатам в музее? (Дети высказывают своё мнение). Кто же помогает музейным экспонатам восхищать и удивлять посетителей музеев? Слайд №11. Ведущий: музейным экспонатам помогают жить целый штат сотрудников музея, это настоящие знатоки своего дела. научные сотрудники - изучают экспонат, делают его описание; хранитель музея, который обеспечивает сохранность экспоната; климатолог – без его помощи сохранить экспонаты очень сложно, он с помощью специального прибора «психрометра» определяет влажность и температуру в залах музея и хранилищах экспонатов. ну а те экспонаты, которые нуждаются в лечении, попадают в руки художника – реставратора. Благодаря такой заботе музейные экспонаты восхищают и удивляют нас и живут очень долго. В заботливых руках музейных работников они могут радовать многие поколения людей. Слайд №12. В первый раз многое в музее может показаться тебе удивительным. Здесь всё так не похоже на то, что ты видел раньше! А как странно ведут себя люди! Они ничего не трогают руками, хотя вокруг столько всего интересного! Передвигаются от зала к залу очень медленно и разговаривают только шёпотом. Почему так? (Дети отвечают на вопрос). Ведущий: да вы правы, объяснение этому очень простое. В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Ведь каждый экспонат здесь – это хранитель истории. А некоторым предметам в музее так много лет, что любоваться ими могли ещё твои бабушка и дедушка, когда были такими, как ты сейчас. От времени многие экспонаты стали очень хрупкими, поэтому их легко испортить одним неловким движением или прикосновением. И тогда никто больше не сможет наслаждаться их красотой. В красивом здании и вести себя нужно красиво. Поэтому люди ходят в музее медленно и руками ничего не трогают. Разговаривают посетители музеев тихо, чтобы не мешать другим рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода. Мы с вами много узнали об экспонате, о том кто хранит его. Теперь самое время познакомиться с самыми известными музеями мира и нашей страны, области. Самый первый музей России был открыт в Петербурге при Петре I и назывался КУНСТКАМЕРОЙ - собрание диковинок для всеобщего обозрения. Сейчас в стране около 1200 государственных музеев, где собрано 40 млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей. Слайд № 13. А о каких музеях слышали вы? В каких музеях были? Ведущий: Вы должны знать, что бывают самые разные музеи. Слайд № 14 (Лувр (Париж) Метрополитен (Нью- Йорк), Эрмитаж (Санкт- Петербург), Художественные, где замечательные образцы живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства экспонируются в просторных залах. Некоторые из них оформлены необычно. Вы можете попасть в Греческий дворик 5 века до н.э., в Египетский зал, переносящий посетителя на много тысячелетий назад, в Итальянский дворик, характерный для жилых дворцов эпохи Возрождения. Слайд № 15 В нашей области тоже есть художественный музей, который был открыт для посетителей 26 июля 1983 года. Слайд № 16. Большое количество музеев называются историческими. Даже целые города могут быть историческими музеями под открытым небом. На слайде самый известный исторический музей России, расположенный на Красной площади в Москве, и английский город – музей. Слайд № 17 Так же существуют музеи, посвященные какой - либо теме. Наша земля- это родина беспримерного подвига совершённого народом в годы Великой Отечественной войны в ходе Курской битвы. В память об этом событии создано несколько великолепных памятников посвящённых этой теме. Одним из таким музеем является музей – диорама «Огненная дуга». Открыт 4 августа 1987 г. Слайд № 18 Военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле" был создан 26 апреля 1995 г. Указом президента РФ. Территория музея-заповедника представляет собой совокупность участков, на которых проходили бои левого фланга 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской общевойсковой армий, где сооружены мемориалы, связанные с яркими проявлениями стойкости и героизма защитников Отечества, с подвигами многих подразделений. Главное место занимает Танковое поле, где произошло беспримерное встречное танковое сражение. В составе музея-заповедника: Памятник Победы - Звонница (скульптор В.М.Клыков); храм Святых Апостолов Петра и Павла, которые считаются символами третьего ратного поля России, и память которых отмечается 12 июля, в день встречного танкового боя; Дом-притча с гостиницей, воскресной школой, духовной библиотекой, Домом ветеранов войны и тыла, культурно-историческим центром; музей истории Прохоровского танкового сражения, в котором постоянно действуют выставки, посвященные истории Курской битвы и сражения под Прохоровкой; наблюдательный пункт командующего 5-й гвардейской танковой армией генерала П.А. Ротмистрова; положено начало созданию музея военной техники под открытым небом. Слайд № 19 Ещё одни музеи носят название мемориальные комплексы, недалеко от посёлка Яковлево находится мемориальный комплекс «Курская дуга». Открыт 1 января 1972 года. Слайд № 20 Историко - краеведческие, где представлена история края в документах, фотографиях, предметах быта. Здесь Вы можете увидеть все что угодно: от чучел животных, обитающих в данной местности до свадебного наряда крестьянки. Белгородский историко – краеведческий музей, самый старейший в области, был открыт 25 октября 1924 г. Слайд № 21 Белгородский литературный музей, открыт 26 апреля 1999 года, в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Музей находится в одном из старинных зданий города, памятнике архитектуры 18 века федерального значения – «Доме Селиванова». Слайд № 22 Государственный Дарвиновский музей в г. Москва, самый известный естественно - научный музей в мире. Слайд № 23 Политехнический музей в г. Москва, один из интереснейших музеев техники, где собрано много действующих технических моделей . Слайд № 24 Школьный музей боевой славы, также является частью огромной и интересной страны музеев. Нам очень повезло, и мы с вами можем чаще других прикасаться к этому удивительному миру. Творческая работа: учащимся предлагается составить рассказ о принесённом предмете как музейном экспонате. Литература: 1. О. Белкина. Школьный музей. Москва 2000г. 2. Н. Макарова. Детский музей как способ организации образовательной среды. 3. Лагунова А.И. музей и семья. Музееведение. Вопросы теории и методики: Москва 1987г. 4. Полетаева С.В. Детский музей как воспитатель. 1910г. 5. Ребенок в музее. Музееведение. Москва 1993г. | |
Категория: Воспитательная работа | Добавил: Admin (07.04.2013) | |
Просмотров: 12314 |