Методическая копилка
Главная » Статьи » Воспитательная работа |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Михайловки» Родительское собрание «ВВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ». Провели Ногина В.А. Просвирова И.П. г. Михайловка 2011 ВВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ. 1.1. На перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Ваш ребёнок идёт в первый класс. Вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами и ходит на лыжах), вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок: ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Вам, наверняка, знакомо состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни и предстоит что-то новое, неизвестное. На душе и печаль, и радость, и нетерпение, и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте своего ребёнка. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, не легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни. Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую определённость контурам школьного будущего, и это несколько успокаивает будущего школьника. По мнению детей, "настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки". Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность — и для ребёнка, и для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребёнок сочтёт себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в другие игры. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным игроком, ревностным исполнителем школьных правил, такой ребёнок сыграл роль "настоящего школьника" на славу, но всё это ему надоело. И он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика. Поэтому так важно для родителей в этот непростой период помочь ребёнку настроиться именно на реальную школу, где ребёнок должен будет в первую очередь учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой, И во многом от того, как вы сумеете настроить своего ребёнка, будет зависеть, как он начнет свою учёбу в школе. 1.2. Психологическая готовность к школе Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и в детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Прежде всего у вашего ребёнка должно быть желание учиться. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания они дают весьма различное. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что поступить в эту школу очень важно и почетно, потому, что в школе есть звонки, перемены. Однако это не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно учиться. Они ещё не осознают, что для того, чтобы приготовить урок, придётся пожертвовать игрой и прогулкой, хотя они и знают, что нужно делать уроки. Поэтому именно внутренняя позиция школьника и является основой готовности к школе. Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь. А начните эту жизнь со следующего: — расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе; — на доступных примерах покажите своему ребёнку важность уроков, оценок, школьного распорядка; — воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний; — воспитывайте произвольность, управляемость поведения; — никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил; — внимательно и заинтересованно относитесь к будущим занятиям в школе. Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы: 1. Хочешь ли ты идти в школу? 2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? 3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться — в школе с учительницей или дома с мамой? 4. Что делает учитель в школе? 5. Для чего нужны парта и звонок в школе? О сложившемся правильном отношении к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний, лучше учиться с учительницей в школе, предпочтение школьного обучения домашнему. Но если так случилось, что ваш ребёнок проявляет, в основном, интерес к внешней стороне учёбы, то есть к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, то не огорчайтесь. Этот интерес недолог, через 2-3 месяца он исчезнет, а ему на смену придёт интерес к знаниям, к содержанию занятий. Однако у вашего ребёнка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него ещё не сформировалась, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому вы должны быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребёнок сам, наблюдая за другими детьми, придёт к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению. 1.3. Какими качествами должен обладать ваш ребёнок Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1-ом классе. Эти качества можно представить следующим образом: — внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению; — хорошая память; — сообразительность; — любознательность; — развитое воображение; — начальные навыки чтения, письма, счёта; — физическая ловкость; — волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу); — организованность, аккуратность; — дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми. Значит ли это, что только дети, обладающие всеми этими качествами, могут успешно учиться в первом классе. Разумеется, нет. Более того, как известно, продолжениями наших достоинств являются наши недостатки: любознательный ребёнок легко откликается на всё новое, но очень не любит "повторения" и неизбежных типовых упражнений; дружелюбный ребёнок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т.д. Тем не менее, родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях эти замечательные качества, потому что они станут залогом их успешной учёбы в дальнейшем. Родителям нельзя забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребёнок доверчив и открыт любому школьному начинанию. И это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребёнка нужные положительные качества. 1.4. Школьная готовность Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов "надо" и "нельзя". Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе — умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе. Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы. Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. Существует очень много методик, по которым можно "проверить готовность ребёнка к школе. Однако, какие бы методики не использовались для этого, ни в коем случае не следует заниматься натаскиванием детей перед беседой. Ребёнок обязательно выдаст ваши старания, и учитель или психолог очень легко определят, когда ребёнок просто зазубрил готовые ответы на вопросы. Помните, что в таком сложном деле, как воспитание, ничего не добиться одноразовым усилием. Только постоянная систематическая работа может дать хорошие результаты. В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы. | |
Категория: Воспитательная работа | Добавил: Admin (03.03.2012) | |
Просмотров: 2481 |