Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 05.01.2025, 22:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая копилка

Главная » Статьи » Воспитательная работа

Сценарий литературной гостиной «Доля шутки - доля правды»

Сценарий литературной гостиной «Доля шутки -  доля правды»

 

1 ведущий.  У каждой шутки доля правды – такая же, как у правды, нелегкая судьба. У каждой, которая связывает свою судьбу с правдой. Зачем? Зачем ей, беспечной дочери вымысла, брать на себя чужие заботы? Зачем связываться с правдой, которая зачастую не приносит радости ей, приносящей всем только радость?

       Правду, хотя и уважают, но многие недолюбливают. А шутку любят все, хотя особого уважения к ней не питают.

       Вот тут-то и соединяются любовь и уважение, которыми издавна пользуется юмористическая и сатирическая литература. Если больше шутки – юмористическая, если больше правды – сатирическая.

2 ведущий. Шутка – любимица общества и держится в нем легко и непринужденно, а правда – что слон в посудной лавке: куда ни повернется, всюду что-то летит. Вот почему она часто появляется в сопровождении шутки.

      Шутка идет впереди, показывая слону дорогу, чтобы он не разнес всю лавку, иначе и говорить будет не о чем. Осторожно! Вот сюда можно ступить…  А сюда нельзя, здесь все шутки кончаются!

       Там, где шутки кончаются, правде рискованно появляться даже в сопровождении шутки. Ее не поймут. Вернее, поймут, но не там, где должны понять, а значительно раньше. И высадят из поезда, не дав доехать до конечного пункта.

1 ведущий. Чтобы это не произошло, шутка наряжает правду в фантастические одежды, будто они явились на маскарад. Жизнь действительно нередко похожа на маскарад: пороки разгуливают в масках добродетелей - вот и приходится правде, чтобы их развенчать, самой надеть маску…

      Точнее - сказку.

   «Повисела вобла денек-другой, а на третий у ней и кожа на брюхе сморщилась, и голова подсохла, мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался. И стала вобла жить да поживать».

2 ведущий. Вот, казалось бы, сказка, шутка, а какая правда за ней стоит! Конечно, вывяленными мозгами до нее не додуматься, но если мозги здоровые, нормальные, тогда все понятно.

      Чехов восхищался смелостью шуток Щедрина. Сатиру всегда ценили за смелость. Иногда за одно это достоинство прощали недостаток таланта и мастерства. И если бы в один прекрасный день смелость сатире не понадобилась, многие бы в ней разочаровались, не зная, за что ее можно любить.

        Впрочем, такие времена никогда не настанут. Сатире смелость будет нужна всегда – чтобы не бить лежачего, за что осуждал ее еще Добролюбов, а критиковать тех, кто стоит, и не просто стоит, а стоит у власти.

1 ведущий. В сознании нашего народа от века грусть и шутка, горе и радость, печаль и веселье сплелись воедино.

    «Завить горе веревочкой», «размыкать печаль», «веселье лучше богатства», «хоть голый да веселый», «не потешишься, так повесишься», «в горести живя некручинну быть!» – все эти и другие присловья и поговорки отлично выражают духовный и этический настрой народа, его взгляды на роль смеха.

2 ведущий. Демократическая сатира не Руси как определенный слой письменной культуры возникает уже в 17 веке.

      У Симеона Полоцкого – поэта второй половины 17 века – мы уже находим многие жанры стихотворной сатиры (басни, эпиграммы, притчи). Представители русского классицизма, начиная со второй четверти 18 века, часто и охотно прибегали к средствам обличительной поэзии. При этом в отличие от авторов западно-европейского классицизма, предпочитавшего античную тематику, они стремились к раскрытию недостатков и противоречий русской действительности, полнее учитывали национальные художественные традиции.

1 ведущий. 18 век – созвездие блистательных имен в искусстве комического. В первой трети столетия – Антиох Кантемир, заложивший основы просветительной сатиры на Руси. В середине века – Сумароков, творчество которого несло значительное обновление сюжетно-жанровых форм басни и эпиграммы. Наконец, в последней трети 18 века – Фонвизин – «сатиры смелый властелин», Державин и плеяда замечательных поэтов, раздвинувших границы стихотворной сатиры.

      В самом начале 19 столетия и первой его трети – Крылов и Пушкин. Они поставили искусство обличения на прочное основание народности и реализма, определили путь сатиры на столетие.

2 ведущий. Крылова считают реформатором русской басни. Он оказал сильнейшее воздействие на развитие этого малого сатирического жанра.

        Послушайте басню Крылова «Две бочки»

Чтец

Две бочки ехали; одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая – себе без шуму и шажком
Плетётся,
Другая вскачь несётся;
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;

 

Прохожий к стороне скорей от страху жмётся,
Её заслышавши издалека.
Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой, велика.
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку,
Кто делов истинно, тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу
Без шуму.

 

1 ведущий. Жанр басни получил свое развитие и в дальнейшем. Например, в творчестве Козьмы Пруткова, придуманного группой единомышленников: братьями Жемчужниковыми Алексеем, Владимиром и Александром и их двоюродным братом, поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

       Послушайте басню Козьмы Пруткова «Разница вкусов»

Чтец .

.Казалось бы, ну как не знать

Иль не слыхать

Старинного присловья,

Что спор о вкусах — пустословье?

Однако ж раз, в какой-то праздник,

Случилось так, что с дедом за столом,

В собрании гостей большом,

О вкусах начал спор его же внук, проказник,

Старик, разгорячась, сказал среди обеда:

«Щенок! тебе ль порочить деда?

Ты молод: все тебе и редька и свинина;

Глотаешь в день десяток дынь;

Тебе и горький хрен — малина,

А мне и бланманже — полынь!»

Читатель! в мире так устроено издавна:

Мы разнимся в судьбе:

Во вкусах и подавно;

Я это басней пояснил тебе.

С ума ты сходишь от Берлина;

Мне ж больше нравится Медынь.

Тебе, дружок, и горький хрен — малина,

А мне и бланманже — полынь.

 

2 ведущий. Пушкин не писал ни сатир, ни басен. Излюбленным жанром Пушкина стала «окогченная летунья» - эпиграмма. Пушкин вводит не просто пародийный элемент, но на основе пародии строит эпиграммы на «внука Тредиаковского – Хвостова, на Карамзина и Жуковского.

Предлагаем вашему вниманию эпиграмму Пушкина «Ты и я».

Чтец.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
Не имея в век забот,
Ты живешь в огромном доме;
Я ж средь горя и хлопот
Провожу дни на соломе.
Ешь ты сладко всякий день,
Тянешь вина на свободе,
И тебе нередко лень
Нужный долг отдать природе;
Я же с черствого куска,
От воды сырой и пресной
Сажен за сто с чердака
За нуждой бегу известной.
Окружен рабов толпой,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;
Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой,

Хоть и морщуся, да тру.

1 ведущий. Самодержавие чутко отреагировало на появление вольнолюбивых произведений Пушкина. Реплика царя «Он наводнил Россию возмутительными стихами» относится не только к таким известным произведениям, как «Вольность», «К Чаадаеву», но, несомненно, и к его эпиграммам. Вот эпиграмма на Воронцова:

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что станет полным наконец.

2 ведущий. Она должна быть смелой, сатира. И острой. Не зря Аркадий Аверченко начинал свою литературную деятельность «Штыком» и «Мечом» - так назывались журналы, которые он редактировал, а точнее – писал, вырабатывая стиль будущего знаменитого юмориста.

      Он наточил штык и меч для главного дела своей жизни. Он создал журнал в себе, а себя в журнале. И дал ему имя «Сатирикон».

      Посмотрите инсценировку юмористического рассказа Аверченко

Два преступления господина Вопягина

     - Господин Вопягин!  Вы обвиняетесь  в том, что семнадцатого  июня сего

года,  спрятавшись  в  кустах,  подсматривали  за  купающимися  женщинами...

Признаете себя виновным?

     Господин Вопягин усмехнулся чуть заметно в  свои великолепные, пушистые

усы и, сделав откровенное, простодушное лицо, сказал со вздохом:

     -  Что  ж  делать...  признаю! Но только  у меня  есть  смягчающие вину

обстоятельства...

     - Ага... Так-с. Расскажите, как было дело?

     - Семнадцатого июня  я вышел  из  дому с ружьем рано утром и, бесплодно

прошатавшись до самого обеда,  вышел к  реке. Чувствуя усталость,  я  выбрал

теневое местечко, сел, вынул  из сумки ветчину и коньяк и стал закусывать...

Нечаянно оборачиваюсь лицом  к воде  - глядь,  а там, на  другом берегу, три

каких-то женщины  купаются.  От нечего  делать  (завтракая в  то же  время -

заметьте это г. судья!) я стал смотреть на них.

     - То,  что  вы в то  же время  завтракали,  не искупает вашей вины!.. А

скажите... эти женщины были, по крайней мере, в купальных костюмах?

     - Одна. А две так. Я,  собственно, господин  судья,  смотрел на одну  -

именно на ту, что была в костюме. Может быть, это и смягчит мою вину. Но она

была так прелестна, что от нее нельзя было оторвать глаз...

     Господин Вопягин оживился, зажестикулировал.

     - Представьте себе: молодая женщина лет  двадцати четырех,  блондинка с

белой, как молоко, кожей, высокая, с изумительной талией, несмотря на то что

ведь она была без корсета!.. Купальный костюм очень  рельефно подчеркивал ее

гибкий стан, мягкую округлость бедер и своим темным цветом еще лучше выделял

белизну прекрасных полных ножек, с  розовыми, как  лепестки розы, коленями и

восхитительные ямоч...

     Судья закашлялся и смущенно возразил:

     - Что это вы такое рассказываете... мне, право, странно...

     Лицо господина Вопягина сияло одушевлением.

     - Руки у нее были круглые, гибкие - настоящие  две белоснежных  змеи, а

грудь,  стесненную материей  купального костюма, ну... грудь  эту  некоторые

нашли бы,  может быть,  несколько большей, чем требуется изяществом женщины,

но, уверяю вас, она была такой прекрасной, безукоризненной формы...

     Судья  слушал,  полузакрыв  глаза,  потом очнулся,  сделал нетерпеливое

движение головой, нахмурился и сказал:

     - Однако там ведь были дамы и... без костюмов?

     - Две, г. судья!  Одна смуглая  брюнетка,  небольшая, худенькая, хотя и

стройная, но  - не то! Решительно не то... А другая - прехорошенькая девушка

лет восемнадцати...

     - Ага!  - сурово сказал судья, наклоняясь вперед. - Вот  видите! Что вы

скажете  нам  о ней?.. Из чего  вы  заключили,  что  она  девушка  и  именно

указанного возраста?

     - Юные формы  ее, г. судья, еще не достигли  полного развития. Грудь ее

была девственно-мала, бедра не так широки, как у блондинки, руки худощавы, а

смех, когда она засмеялась, звучал так невинно, молодо и безгрешно...

     В камере послышалось хихиканье публики.

     -  Замолчите,  г.  Вопягин!  - закричал  судья.  -  Что  вы  мне  такое

рассказываете! Судье вовсе не нужно знать этого... Впрочем, ваше откровенное

сознание  и  непреднамеренность  преступления  спасают вас  от  заслуженного

штрафа. Ступайте!

     Вопягин повернулся и пошел к дверям.

     - Еще  один  вопрос, -  остановил его  судья,  что-то  записывая. - Где

находится это... место?

     - В двух  верстах от  Сутугинских  дач, у  рощи. Вы  перейдете мост, г.

судья, пройдете мимо поваленного дерева, от которого идет маленькая тропинка

к берегу, а на берегу высокие, удобные кусты...

     - Почему - удобные? - нервно сказал судья. - Что значит - удобные?

     Вопягин подмигнул судье, вежливо раскланялся  и, элегантно раскачиваясь

на ходу, исчез.

 

1 ведущий.  Бессмертен юмор. И тем бессмертней, чем трудней и смертельней времена, чем неблагоприятней они для юмора. А они бывали весьма неблагоприятными. Потому что доля шутки – доля правды.

      И бывало шутке трудно, и бывало невесело. Как и правде. И запрещали ее, и гнали, и преследовали. Как правду. И отправляли в ссылку, и заточали в крепость. Как правду. И притесняли, зажимали ей рот.

2 ведущий. Времена ведь как люди: они любят посмеяться над другими временами, но не терпят смеха над собой. Время Щедрина охотно смеялось над временем Гоголя, время Чехова – над временем Щедрина. И даже заявляло, что ему нужны Щедрины. Не Чеховы, не Аверченки, а именно Щедрины.

      И оно их имело. Потому что и Гоголь, и Чехов, и Щедрин смеются и над грядущими временами. 

      Какое время ни наступит, сатирики прошлого смеются и над ним.

Вот почему юмор бессмертен. Когда у старика Демокрита спросили, как он понимает истину, он ответил коротко:

- Я смеюсь.

Категория: Воспитательная работа | Добавил: Admin (03.04.2013)
Просмотров: 1451