Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 13.05.2024, 01:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая копилка

Главная » Статьи » Учебная работа

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности младших школьников во внеурочной работе. Полякова С. А.

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности младших школьников во внеурочной работе.

В  Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования много внимания уделено  духовно-нравственному  развитию и воспитанию младших школьников, становлению их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

Родной край  - это  малая родина,  где человек появился на свет, сделал первые шаги, произнёс первые слова. Знания наших детей об окружающем мире начинаются с места, где они родились. Для того, чтобы у школьника появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Именно краеведение -  это тот  предмет, который  способствует воспитанию и духовному становлению ученика как личности, человека и гражданина. Школьное краеведение дает огромные возможности всестороннего изучения под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края. Важность  этой темы  зафиксирована в целом ряде документов: в Законе Российской Федерации «Об образовании», в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» и др.  В этих документах  подчёркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права  и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

 Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней» [1, стр. 225].  Корни русской культуры – это малые города России. Д.С.Лихачёв пишет: «Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже наполняется духовным содержанием. Преобразуется и город, чью историю мы познаём» [2, стр. 225].  Поэтому история нашей страны, области немыслима без истории малых городов, сел, деревень, местных храмов.

Краеведение обучает ребенка науке общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создает возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах( прежде всего  в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, в соблюдении чистоты в микрорайоне, парке, в лесу). Школьное краеведение помогает ребёнку понять свою связь с окружающим миром,    осознать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Младшие  школьников начинают интересоваться своим краем, разбираться в проблемах окружающего мира и самостоятельно находить пути их решения. Поэтому краеведение играет большую роль в нравственном развитии   личности, воспитывает эту личность как патриота.  Ребёнок, понимающий, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя. У ученика повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Так реализуется основная цель краеведения – помощь в духовно-ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальная адаптация к окружающей действительности.

Я считаю, что духовно-нравственное  воспитание  и развитие личности формируется на каждом уроке. Но самые основные, важные и значимые моменты воспитания целесообразнее проводить во внеурочной деятельности. Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия в кружке «Мой родной край». Эта работа позволяет ученикам совершать тематические прогулки, экскурсии, походы, знакомиться с историей своего края, изучать свою страну, конечно, начиная с малой родины, узнать трудовые, духовно–нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа духовно – нравственного воспитания.

 Кружок рассчитан на учащихся 1-4 классов, интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

В программе  кружка «Мой родной край» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:

             - изучение родословной;

             - изучение истории города;

             - изучение  истории края;

             - знакомство с народными традициями края;

             - знакомство с  трудовыми традициями народа.

 Программа построена на теоретическом и практическом  изучении истории родного края и близкого знакомства с родной природой, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.  В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать историю  родного  края. Программа тесно связана со школьными базовыми программами по родному язы­ку, литературному  чтению, окружающему миру, но при этом сделан акцент на краеведение. Вся деятельность  кружка направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных исторических этапах. В практической части программы учащиеся  работают с  соответствующей литературой и документами, хранящимися в  городском краеведческом музее  и Музее истории школы.

 Так ученики 2 класса на занятии, встретившись с документом начала 20 века о правилах поведения  учащихся гимназий, очень заинтересовались и решили сравнить правила тех далёких лет и современные правила. Эти исследования их так увлекли, что результаты работы вылились в  настоящий большой  проект «Правила поведения  школьников царской России и в современной школе» . Ребята с огромным интересом работали  в библиотеке, вели поиск в интернете и  нашли Правила поведения для  октябрят и  пионеров 50-60 годов прошлого века. Итогом исследования стала работа  Балашова Дениса «Нормы поведения в школьной жизни от начала 20 века до наших дней». Он изучил правила поведения школьников, сделал определенные выводы по теме. В результате эта работа в городском конкурсе детских исследовательских работ была признана лучшей.

В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию  родного края. Исходя из задач программы, мною разработаны следующие направления деятельности кружка: «Я и моя семья», «Родной город», «Природа родного края», «Изучаем родной край и родной город», «Православные праздники», «Истоки нравственности», «Культурное наследие», «Мои друзья, моя школа»

Курс рассчитан на четыре года.  Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы, практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, и это вызывает у детей огромный интерес и удовлетворение работой. Например, в первом  классе дети могли многое разузнать по расспросам родителей о названии улиц, на которых они живут. Во втором классе мы совершили автобусную экскурсию по улицам города, дети узнали об истории названия улиц. В третьем классе происходит знакомство и оформление  рассказов об интересных жителях своей улицы, а в четвертом классе дети уже  участвуют в проектах «Моя улица» и «Улицы будущего».

Михайловка –  маленький город, но и у него есть интересная и важная история.  В последние годы население го­рода  растет, в том числе  за счет мигрантов из  стран СНГ и дальнего зарубежья,  у которых любви и элементарного уважения к городу  мало. Но у них появляются дети, для которых Михайловка становится  родиной. И  если не их родители, то школа должна научить понимать необходимость бережного отношения к культур­но-историческим ценностям, уважения к традициям и друг к другу. В этом мне очень помогают  занятия  кружка. Мы совершаем экскурсии по памятным местам  города. Уже со второго класса я провожу экскурсии  по улицам Михайловки. Интересной получилась автобусная экскурсия по старым улицам города. А в  3 класс мы с детьми провели экскурсии «Дома купцов», «Памятники нашего города», и т.д.  Это позволило ребятам  сравнить старые постройки и современные здания, памят­ники старины и    памятники защитникам Отечества. Дети знакомятся не только со вчераш­ним, но и сегодняшним, завтрашним днем родного города. А это способствует вдумчивому отношению детей к городу, осознанию ими важности своей заботы о городе, о своем родном крае. Выразить свое отношение  к родному городу детям помогают  такие сочинения, как «Наша школа — самая...», «Мой любимый уголок »,  «Главные досто­примечательности  нашего города», «Что я обязательно показал бы в другу, приехавшему в гости» и т.д.

Организация экскурсий позво­ляет мне ставить детей в активную позицию, включать их в наблюдения за окружающим миром, шире использовать игро­вые приемы, формировать навыки  исследовательской работы. Каждый год ученики моего класса  выбирают тему исследования: во 2 классе это «История семьи», «История моей  улицы», в 3 классе «История школы», «Великая Отечественная война в моей семье» и д.р., в 4 классе «Храмы Михайловки», « Храмы России». Информацию для исследовательских работ  и проектов мы искали  в краеведческом музее города Михайловки.  В этом музее мы частые гости. Дети узнали, что на территории Михайловского района люди селились с незапамятных времен. В музее ребята посмотрели снимки найденной в 1961году около станицы  Глазуновской древней долбленки лодки. Ей около 2000 лет. Сейчас эта лодка находится в Государственном Эрмитаже. Недалеко от Михайловки археологами найдены курганы захоронений сарматских племен.  А позже в XVI веке эта местность стала заселяться беглыми крестьянами и вольными людьми, которые называли себя казаками. Они дали название реке Медведице. Этот материал стал для моих учеников настоящим открытием, они почувствовали себя настоящими исследователями и испытали гордость за проделанную работу

Михайловка возникла в 1762 году и свое название получила от имени полковника Михаила Сидоровича Себрякова. И ребята решили подробнее узнать о помещике Себрякове. Так возник проект «История родного города» дети разбились на четыре группы, и каждая группа собирала материал по темам: «История возникновения города», «Жизнь М. Себрякова и его семьи», «Традиции жителей города», «Творчество наших земляков - михайловцев».  Работа по сбору информации длилась четыре месяца. За это время ребята побывали в городском архиве, в музее села Староселье, в районном музее, в районной библиотеке, в храме села Себрово. Была проделана колоссальная работа. В нее включались родители и родственники детей. Итогом этой работы было открытое мероприятие « А город помнит о судьбе своей». (Содержание можно найти на сайте

 Церковное краеведение это элемент культурного наследия, который  историческая наука долгое время обходила стороной. Я считаю, в наше время стоит активнее знакомить детей с историей христианства в родном крае. В 4 классе возник проект об истории храмов города Михайловки и района. Дети стали работать над темами «Храмы города», «Храмы района», «Колокола», а одна группа решила узнать об истории крупнейших храмов России. Почти год мы работали над этим проектом. За это время ребята побывали в Каменно– Бродском Белогоровском монастыре, были на утренней службе  в Раздорской церкви  Рождества Христова,  ездили в г. Серафимович в Спасо–Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь, звонили в колокола в Михайловском Свято - Никольском храме, слушали песнопения в Себровском храме святого Митрофания Воронежского – чудотворца,  В Волгограде посетили  часовню на Мамаевом Кургане,  были в музеях в с. Староселье, в с. Раздоры,  в Букановке, в х. Безымянка. Ребята узнали об истории некоторых районных церквей.Этих храмов уже нет, но дети собирали по крупиночкам информацию от старожилов. Материал был оформлен в четырех разделах: «Колокола России», «Внутреннее убранство храма», «Храмы России», «Храмы нашего края».  В итоге проведено открытое занятие «О дивно украшена матушка Русь…». С этой работой ребята участвовали в городском конкурсе проектов и заняли призовое место.                  

Работа по изучению истории и социальной сферы города, помогла детям многое узнать, а главное — полю­бить маленький уголок своей Родины. В своих сочинениях «Мой любимый уголок » все написали, что им нравится жить в  городе Михайловке,  и они гордятся историей своего города. Многие писали о фонтане, уютном школьном дво­ре, где можно покататься на роликах,  дворах около своих домов, где есть игровые площадки,  деревья, цветы. Неко­торые писали, что и сами помогают взрослым ухаживать за цве­тами, кустарниками, берегут их.

Соединение учебной и краеведческой работы по изучению младшими школьниками страниц истории и культуры родного города рождает у детей любовь к Отечеству, ибо по-настоящему любить можно то, что очень хорошо знаешь. Активное включение детей в диалог с окружающим миром способствует развитию их творческих способностей, са­мостоятельности и ответственности. В итоге проведенной рабо­ты детям хочется быть похожими на тех, кто составляет славу и гордость родного края. Это способствует поиску детьми идеалов в наше непростое время.

Человек рождается на земле, чтобы оставить своей след, что­бы память о нем жила в сердцах потомков. На занятиях кружка дети знакомятся с жизнью наших знаменитых земляков: основателя города Михайловки Михаила Себрякова, его дочери игуменьи Арсении, писателя - земляка А.Серафимовича, Героя Советского Союза участника Великой Отечественной войны В. Чурюмова, героев Гражданской войны Ф.Миронова и  М.Ф.Блинова,  Заслуженного врача Т.Г.Горелова, первого директора цементного завода  М.М. Смехова.  Во время бесед и экскурсий, связанных с их именами, я   показываю  ученикам, что память об этих лю­дях жива не только в книгах, но и в зда­ниях, в памятниках  и в улицах. Эти имена в истории  Михайловки тесно переплете­ны.  Дети посещают музей и начинают понимать, что в музей надо возвращаться вновь и вновь, чтобы больше узнать и чтобы он стал для тебя привычным и родным.

Сегодня, в непростой исторический период для нашей стра­ны, важно сохранять и воспитывать в подрастающем поколении историко-патриотические традиции на лучших духовно-нрав­ственных примерах. Огромным воспитательным потенциалом в этой связи обладает история борьбы народа с немецко-фашист­скими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Дети многое узнают на экскурсиях (пешеход­ных и автобусных) к памятникам  Великой Отечественной войны, в школьном Музее боевой славы.

Большое внимание уделяется подготовке к таким беседам: ведь даже бабушки и дедушки младших школьников были детьми в годы Великой Отечественной. Настрою ребят спо­собствуют беседа педагога, обращение к материалам учебников по родной речи, рассматривание фотографий о событиях войны, расспросы детьми своих родителей в связи с темой «Мои род­ные — участники Великой Отечественной войны».

Во все времена те, кто был воспитан патриотом, с честью вы­ходили из любых испытаний Родины, сохраняли свое челове­ческое достоинство. Внутри них есть нрав­ственный стержень, та основа, что является смыслом их жиз­ни — любовь к дому, семье, Родине, именно такими людьми я хочу видеть своих учеников.

Внеурочная работа учащихся объединяет все виды деятельности, в которых  реализуются цели духовно-нравственного  воспитания – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она отвечает основным требованиям федеральных образовательных стандартов второго поколения. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого выбора занятий, направленных на развитие личности каждого  школьника. Для организации этой работы  необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.

 

 

 Литература.

1.      Лихачёв Д.С. «Раздумья» с.225

2.      Лихачёв Д.С. «Раздумья» с.225

 

Категория: Учебная работа | Добавил: Admin (02.11.2012)
Просмотров: 5631