Методическая копилка
Главная » Статьи » Учебная работа |
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности младших школьников во внеурочной работе. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования много внимания уделено духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, становлению их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Родной край - это малая родина, где человек появился на свет, сделал первые шаги, произнёс первые слова. Знания наших детей об окружающем мире начинаются с места, где они родились. Для того, чтобы у школьника появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Именно краеведение - это тот предмет, который способствует воспитанию и духовному становлению ученика как личности, человека и гражданина. Школьное краеведение дает огромные возможности всестороннего изучения под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края. Важность этой темы зафиксирована в целом ряде документов: в Законе Российской Федерации «Об образовании», в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» и др. В этих документах подчёркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней» [1, стр. 225]. Корни русской культуры – это малые города России. Д.С.Лихачёв пишет: «Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже наполняется духовным содержанием. Преобразуется и город, чью историю мы познаём» [2, стр. 225]. Поэтому история нашей страны, области немыслима без истории малых городов, сел, деревень, местных храмов. Краеведение обучает ребенка науке общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создает возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах( прежде всего в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, в соблюдении чистоты в микрорайоне, парке, в лесу). Школьное краеведение помогает ребёнку понять свою связь с окружающим миром, осознать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Младшие школьников начинают интересоваться своим краем, разбираться в проблемах окружающего мира и самостоятельно находить пути их решения. Поэтому краеведение играет большую роль в нравственном развитии личности, воспитывает эту личность как патриота. Ребёнок, понимающий, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя. У ученика повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Так реализуется основная цель краеведения – помощь в духовно-ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальная адаптация к окружающей действительности. Я считаю, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности формируется на каждом уроке. Но самые основные, важные и значимые моменты воспитания целесообразнее проводить во внеурочной деятельности. Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия в кружке «Мой родной край». Эта работа позволяет ученикам совершать тематические прогулки, экскурсии, походы, знакомиться с историей своего края, изучать свою страну, конечно, начиная с малой родины, узнать трудовые, духовно–нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа духовно – нравственного воспитания. Кружок рассчитан на учащихся 1-4 классов, интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. В программе кружка «Мой родной край» рассматриваются объекты краеведческой деятельности: - изучение родословной; - изучение истории города; - изучение истории края; - знакомство с народными традициями края; - знакомство с трудовыми традициями народа. Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края и близкого знакомства с родной природой, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать историю родного края. Программа тесно связана со школьными базовыми программами по родному языку, литературному чтению, окружающему миру, но при этом сделан акцент на краеведение. Вся деятельность кружка направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных исторических этапах. В практической части программы учащиеся работают с соответствующей литературой и документами, хранящимися в городском краеведческом музее и Музее истории школы. Так ученики 2 класса на занятии, встретившись с документом начала 20 века о правилах поведения учащихся гимназий, очень заинтересовались и решили сравнить правила тех далёких лет и современные правила. Эти исследования их так увлекли, что результаты работы вылились в настоящий большой проект «Правила поведения школьников царской России и в современной школе» . Ребята с огромным интересом работали в библиотеке, вели поиск в интернете и нашли Правила поведения для октябрят и пионеров 50-60 годов прошлого века. Итогом исследования стала работа Балашова Дениса «Нормы поведения в школьной жизни от начала 20 века до наших дней». Он изучил правила поведения школьников, сделал определенные выводы по теме. В результате эта работа в городском конкурсе детских исследовательских работ была признана лучшей. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного края. Исходя из задач программы, мною разработаны следующие направления деятельности кружка: «Я и моя семья», «Родной город», «Природа родного края», «Изучаем родной край и родной город», «Православные праздники», «Истоки нравственности», «Культурное наследие», «Мои друзья, моя школа» Курс рассчитан на четыре года. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы, практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, и это вызывает у детей огромный интерес и удовлетворение работой. Например, в первом классе дети могли многое разузнать по расспросам родителей о названии улиц, на которых они живут. Во втором классе мы совершили автобусную экскурсию по улицам города, дети узнали об истории названия улиц. В третьем классе происходит знакомство и оформление рассказов об интересных жителях своей улицы, а в четвертом классе дети уже участвуют в проектах «Моя улица» и «Улицы будущего». Михайловка – маленький город, но и у него есть интересная и важная история. В последние годы население города растет, в том числе за счет мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья, у которых любви и элементарного уважения к городу мало. Но у них появляются дети, для которых Михайловка становится родиной. И если не их родители, то школа должна научить понимать необходимость бережного отношения к культурно-историческим ценностям, уважения к традициям и друг к другу. В этом мне очень помогают занятия кружка. Мы совершаем экскурсии по памятным местам города. Уже со второго класса я провожу экскурсии по улицам Михайловки. Интересной получилась автобусная экскурсия по старым улицам города. А в 3 класс мы с детьми провели экскурсии «Дома купцов», «Памятники нашего города», и т.д. Это позволило ребятам сравнить старые постройки и современные здания, памятники старины и памятники защитникам Отечества. Дети знакомятся не только со вчерашним, но и сегодняшним, завтрашним днем родного города. А это способствует вдумчивому отношению детей к городу, осознанию ими важности своей заботы о городе, о своем родном крае. Выразить свое отношение к родному городу детям помогают такие сочинения, как «Наша школа — самая...», «Мой любимый уголок », «Главные достопримечательности нашего города», «Что я обязательно показал бы в другу, приехавшему в гости» и т.д. Организация экскурсий позволяет мне ставить детей в активную позицию, включать их в наблюдения за окружающим миром, шире использовать игровые приемы, формировать навыки исследовательской работы. Каждый год ученики моего класса выбирают тему исследования: во 2 классе это «История семьи», «История моей улицы», в 3 классе «История школы», «Великая Отечественная война в моей семье» и д.р., в 4 классе «Храмы Михайловки», « Храмы России». Информацию для исследовательских работ и проектов мы искали в краеведческом музее города Михайловки. В этом музее мы частые гости. Дети узнали, что на территории Михайловского района люди селились с незапамятных времен. В музее ребята посмотрели снимки найденной в 1961году около станицы Глазуновской древней долбленки лодки. Ей около 2000 лет. Сейчас эта лодка находится в Государственном Эрмитаже. Недалеко от Михайловки археологами найдены курганы захоронений сарматских племен. А позже в XVI веке эта местность стала заселяться беглыми крестьянами и вольными людьми, которые называли себя казаками. Они дали название реке Медведице. Этот материал стал для моих учеников настоящим открытием, они почувствовали себя настоящими исследователями и испытали гордость за проделанную работу Михайловка возникла в 1762 году и свое название получила от имени полковника Михаила Сидоровича Себрякова. И ребята решили подробнее узнать о помещике Себрякове. Так возник проект «История родного города» дети разбились на четыре группы, и каждая группа собирала материал по темам: «История возникновения города», «Жизнь М. Себрякова и его семьи», «Традиции жителей города», «Творчество наших земляков - михайловцев». Работа по сбору информации длилась четыре месяца. За это время ребята побывали в городском архиве, в музее села Староселье, в районном музее, в районной библиотеке, в храме села Себрово. Была проделана колоссальная работа. В нее включались родители и родственники детей. Итогом этой работы было открытое мероприятие « А город помнит о судьбе своей». (Содержание можно найти на сайте Церковное краеведение это элемент культурного наследия, который историческая наука долгое время обходила стороной. Я считаю, в наше время стоит активнее знакомить детей с историей христианства в родном крае. В 4 классе возник проект об истории храмов города Михайловки и района. Дети стали работать над темами «Храмы города», «Храмы района», «Колокола», а одна группа решила узнать об истории крупнейших храмов России. Почти год мы работали над этим проектом. За это время ребята побывали в Каменно– Бродском Белогоровском монастыре, были на утренней службе в Раздорской церкви Рождества Христова, ездили в г. Серафимович в Спасо–Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь, звонили в колокола в Михайловском Свято - Никольском храме, слушали песнопения в Себровском храме святого Митрофания Воронежского – чудотворца, В Волгограде посетили часовню на Мамаевом Кургане, были в музеях в с. Староселье, в с. Раздоры, в Букановке, в х. Безымянка. Ребята узнали об истории некоторых районных церквей.Этих храмов уже нет, но дети собирали по крупиночкам информацию от старожилов. Материал был оформлен в четырех разделах: «Колокола России», «Внутреннее убранство храма», «Храмы России», «Храмы нашего края». В итоге проведено открытое занятие «О дивно украшена матушка Русь…». С этой работой ребята участвовали в городском конкурсе проектов и заняли призовое место. Работа по изучению истории и социальной сферы города, помогла детям многое узнать, а главное — полюбить маленький уголок своей Родины. В своих сочинениях «Мой любимый уголок » все написали, что им нравится жить в городе Михайловке, и они гордятся историей своего города. Многие писали о фонтане, уютном школьном дворе, где можно покататься на роликах, дворах около своих домов, где есть игровые площадки, деревья, цветы. Некоторые писали, что и сами помогают взрослым ухаживать за цветами, кустарниками, берегут их. Соединение учебной и краеведческой работы по изучению младшими школьниками страниц истории и культуры родного города рождает у детей любовь к Отечеству, ибо по-настоящему любить можно то, что очень хорошо знаешь. Активное включение детей в диалог с окружающим миром способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности и ответственности. В итоге проведенной работы детям хочется быть похожими на тех, кто составляет славу и гордость родного края. Это способствует поиску детьми идеалов в наше непростое время. Человек рождается на земле, чтобы оставить своей след, чтобы память о нем жила в сердцах потомков. На занятиях кружка дети знакомятся с жизнью наших знаменитых земляков: основателя города Михайловки Михаила Себрякова, его дочери игуменьи Арсении, писателя - земляка А.Серафимовича, Героя Советского Союза участника Великой Отечественной войны В. Чурюмова, героев Гражданской войны Ф.Миронова и М.Ф.Блинова, Заслуженного врача Т.Г.Горелова, первого директора цементного завода М.М. Смехова. Во время бесед и экскурсий, связанных с их именами, я показываю ученикам, что память об этих людях жива не только в книгах, но и в зданиях, в памятниках и в улицах. Эти имена в истории Михайловки тесно переплетены. Дети посещают музей и начинают понимать, что в музей надо возвращаться вновь и вновь, чтобы больше узнать и чтобы он стал для тебя привычным и родным. Сегодня, в непростой исторический период для нашей страны, важно сохранять и воспитывать в подрастающем поколении историко-патриотические традиции на лучших духовно-нравственных примерах. Огромным воспитательным потенциалом в этой связи обладает история борьбы народа с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Дети многое узнают на экскурсиях (пешеходных и автобусных) к памятникам Великой Отечественной войны, в школьном Музее боевой славы. Большое внимание уделяется подготовке к таким беседам: ведь даже бабушки и дедушки младших школьников были детьми в годы Великой Отечественной. Настрою ребят способствуют беседа педагога, обращение к материалам учебников по родной речи, рассматривание фотографий о событиях войны, расспросы детьми своих родителей в связи с темой «Мои родные — участники Великой Отечественной войны». Во все времена те, кто был воспитан патриотом, с честью выходили из любых испытаний Родины, сохраняли свое человеческое достоинство. Внутри них есть нравственный стержень, та основа, что является смыслом их жизни — любовь к дому, семье, Родине, именно такими людьми я хочу видеть своих учеников. Внеурочная работа учащихся объединяет все виды деятельности, в которых реализуются цели духовно-нравственного воспитания – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она отвечает основным требованиям федеральных образовательных стандартов второго поколения. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого выбора занятий, направленных на развитие личности каждого школьника. Для организации этой работы необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания учащихся. Литература. 1. Лихачёв Д.С. «Раздумья» с.225 2. Лихачёв Д.С. «Раздумья» с.225 | |
Категория: Учебная работа | Добавил: Admin (02.11.2012) | |
Просмотров: 5631 |