Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 25.07.2017, 03:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Музей истории школы

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1

городского округа  г. Михайловки Волгоградской области».

 

 

 

 

 

«Хранитель памяти»

 

Организация работы  «Музея истории школы»

 

 

Руководитель музея

Голова Надежда Ивановна

 

 

 

 

г. Михайловка 2014 г.

Характеристика музея

 

  1. Наименование музея Комплексный краеведческий музей образовательного учреждения «Музей истории школы»

 

  1. Наименование учреждения муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа г. Михайловка Волгоградской области»

 

  1.  Почтовый адрес музея: 403348 Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Ленина, 66 тел. 4-22-93

 

  1.  Руководитель музея:  Голова Надежда Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе.

 

 

 

  1. Листая памяти страницы

Музей истории школы №1 был открыт в 1985 году к 40-летию победы над фашистской Германией, по инициативе директора Маяцковой Ю.П.,  завучей школы Андреяновой Л.В. и Дудиновой Ю.И., учителей Дарищевой В.В. и Каменновой Т.Г..  Автором музейной экспозиции стала библиотекарь Юртова Анна Сергеевна, проработавшая до этого экскурсоводом городского краеведческого музея более 20 лет. Открытию школьного музея способствовала многолетняя поисковая работа учителей и учащихся, начатая еще в 60-е годы. В различное время эту работу возглавляли учителя географии и физики.

  1. Сведения о музее:

Музей располагается в цокольном этаже здания школы.  Экспозиция музея размещается в трех залах общей площадью 110 , 4 м2. Фонд музея насчитывает около 2380 подлинных экспонатов, это документы, фотоматериалы, вещи, книги, предметы. Ежегодно музей проводит 25-30 экскурсий с охватом более 750 человек. Традиционные мероприятия музея: уроки мужества, семинары, встречи с ветеранами, празднование Дня защитника Отечества, Дня Победы.

Экспозиция музея состоит из пяти разделов:

«Культура и быт Донского казачества», «Историческое прошлое школы», «Школа в годы Великой Отечественной войны», «Выпускники в науке и искусстве», «Уголок советского школьника».

Руководитель музея – заместитель директора школы Голова Надежда Ивановна.

Музей имеет традиционную структуру, которая включает:

- Совет музея, состоящий из учителей, учеников,

- группа экскурсоводов,

- группа «Поиск»,

- группа оформителей.

 

  1. Цель программы деятельности музея истории школы

- создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.

             Задачи:

  • развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
  • развитие   интереса  к   поиску,   исследованиям,   научно-познавательной деятельности;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к  людям других национальностей;
  • воспитание     бережного     отношения     к     плодам     труда,     опыту предшествующих поколений;
  • сохранение исторического наследия и исторической памяти;
  • сохранение лучших традиций школы, города;
  • развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
  • пополнение    и обновление музея материалами, связанными  с историческими   событиями,   жизнью   и   бытом   людей,  старинными обрядами, обычаями, праздниками;
  • организация  проведения  конкурсов,   викторин,  олимпиад,  походов  и экскурсий;
  •  укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
  • привлечение к работе родителей учащихся, общественности.

 

Прогнозируемые результаты

Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:

  • достижения  обучающихся по  предметам  истории,  литературы,  ИЗО, музыки, технологии;
  • постоянное  развитие  музея,   увеличение  количества  его экспонатов, появление новых экспозиций;
  • положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
  • стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
  • пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
  • создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
  • переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
  • развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в области и стране более чем достаточно;
  • активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
  • учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
  • музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
  • руководитель   музея,    учителя, классные   руководители, психологи отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
  • музей становится центром воспитательной работы в школе.

 

3. Структура работы музея

4.  Направления деятельности музея истории школы

  1. Заочная экскурсия по музею истории школы

Раздел 1. «Историческое прошлое школы»

Этот раздел экспозиции охватывает период с 1918 по 1941 гг., от начала образования школы I и II ступеней до начала Великой Отечественной войны. Об этом периоде рассказывают документы, фотографии, предметы быта. На фото показан уголок комнаты учителя Чендровой Александры Николаевны. Здесь фотографии из семейного архива, личные вещи, гитара, накидка учительницы.

 

 

В разделе много экспонатов, рассказывающих о жизни школы в годы становления советской власти, о первых пионерах (рубрика «Жизнь моя - пионерия»), комсомольцах (рубрика «Не расстанусь с комсомолом – буду вечно молодым»»), героях гражданской войны.

 

Раздел 2. «Школа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945г.г.»

Этот раздел экспозиции рассказывает о нелёгких годах школы в период Великой Отечественной войны, о помощи учителей и учащихся фронту, о работе полевого госпиталя 32–46, который размещался в здании школы, о чём свидетельствуют предметы быта, медицинские приборы и инструменты, принадлежащие госпиталю.

В разделе собран богатый материал об учителях и учащихся, которые защищали Родину на войне, среди которых был  выпускник 1938 года,  Герой Советского Союза В.С. Чурюмов. После войны демобилизованные воины-учителя во главе с директором Орешкиным Николаем Никитовичем, приложили много усилий, чтобы наладить работу единственной в то время средней школы в городе.

 

Раздел 3. «Выпускники в науке и искусстве»

Этот раздел экспозиции рассказывает о выпускниках, которыми гордится школа.

Среди знаменитых выпускников школы –

В.В. Морозов, работавший в области космонавтики. Он был одним из заместителей С.П. Королёва. Витрина музея о космосе, космонавтах, фотографии, книги, личный архив В.В. Морозова – это всё результат 20-летней переписки с этим удивительным человеком.

 

Раздел 4. «Культура и быт Донского казачества»

В этом разделе экскурсанты открывают для себя поразительные факты из истории города, края, названий населённых пунктов и о жизни казаков начиная с возникновения казачества.

 

Раздел 5. «Уголок советского школьника»

Самыми популярными среди ребят являются всевозможные школьные предметы эпохи советского времени, которыми учились наши бабушки. Особой популярностью и интересом пользуется школьная парта, на которой всем хочется посидеть, и красивая, строгая школьная форма. Экскурсоводы предлагают сделать экскурс в историю и узнать подробнее об этих школьных предметах.

 

II. Сохраняя память предков, воспитаем гражданина и патриота.

  1.  «Я слышу, но забываю, я вижу – вспоминаю и постигаю».

Центром гражданско-патриотического воспитания нашей школы по праву можно назвать школьный музей, который является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Руководство этой деятельности осуществляет Совет музея, который разрабатывает план деятельности музея, координирует работу всех его структур. На сегодняшний день в Совете музея работает девятое  поколение учащихся нашей школы.

Поисково-исследовательская работа музея имеет чёткую структуру. В начале учебного года Совет музея даёт задание поисковым группам, конкретно описанное по содержанию и способам сбора краеведческого материала. Задания даются с учётом возрастных особенностей детей. Младшие и средние школьники, начиная с 4-го класса, занимаются поиском информации по истории школы, сбором предметов старины.

«Первый опыт».

Ученики 5-го класса делают подбор  материалов для выставки «Волжская твердыня»

 

По мере накопления детьми поисково-исследовательского опыта, происходит усложнение предлагаемой для выполнения работы. Учащиеся старших классов занимаются поиском, анализом и систематизацией краеведческого материала, созданием тематических выставочных экспозиций, оформлением вертикальных и горизонтальных стендов музея. Примерами этого могут служить:

-  Работа поисковых отрядов в 70-е – 90-е годы под руководством учителей Каменновой Т.Г., Дарищевой В.В. и Тафинцевой Н.В. по поиску информации о Герое Советского Союза Чурюмове В.С. В результате переписки с учащимися школы чехословацкого города Учерски-Брод было установлено место его захоронения;

- Деятельность отряда 90-х годов под руководством Гудковой Л.В.  По ее результатам удалось проследить судьбу нескольких выпускников школы 41-го года;

- В ходе работы клуба «Поиск» в 2004 году из госпитального архива Советской Армии удалось получить сведения об именах солдат, которые захоронены в братской могиле у школы №1.

Похоронены:

 

  1. Журавлёв Парфилий Дмитриевич – старший батальонный комиссар 32-ой кавалерийской дивизии
  2. Сутулин Алексей Иванович – рядовой
  3. Крошкин Серафим Васильевич – рядовой
  4. Третьяков Семён Яковлевич – старший сержант
  5. Кравченко Иван Кузьмич – рядовой
  6. Давченко Василий Николаевич – старший политрук
  7. Поцелуйко Николай Петрович – старший сержант.

В конце учебного года по итогам проделанной поисково-исследовательской работы определяется  лучший знаток истории школы, города, лучший поисковый отряд.

Результатом проделанной работы является не только пополнение фондов музея краеведческими материалами, но и развитие интереса к своему родному городу, к своим корням, истории предков. Таким образом, достигается главная цель краеведческой деятельности – воспитание истинных патриотов своей Родины.

 

 

2. «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим»

Одним из наиболее распространённых видов краеведческой исследовательской работы являются учебные и внеучебные экскурсии. Они дают необычайно широкие возможности для разнообразной работы по краеведению.

 

Экскурсию об истории пионерской и комсомольской организации проводит ученица 7А класса Севостьянова Софья.

 

Экскурсию о знаменитом выпускнике школы В.В. Морозове, работавшем в области космонавтики, проводит ученица 8А класса Иванова Юлия.

Экскурсии проводятся учениками школы, занимающимися в кружке «Юный краевед». Особое внимание при обучении экскурсоводов Голова Надежда Ивановна уделяет культуре речи, хорошей дикции, грамматически правильной и выразительной подаче материала.

Подготовка к экскурсии сопровождается поиском. Будущие экскурсоводы ищут дополнительные источники (книги, документы). Таким образом, подготовка к экскурсии воспитывает у учащихся инициативу, самостоятельность, расширяет кругозор, закрепляет и развивает интерес к родному краю, любовь к малой Родине. В процессе экскурсии они приобретают навыки выступления перед аудиторией.

Для учащихся школы экскурсии проводятся постоянно в течение всего года.

В июне месяце для юношей призывного возраста проводятся дополнительные экскурсии по патриотической направленности.

В феврале каждого года в ходе городской недели «Музей и дети» проводятся экскурсии для учащихся городских школ.

 

 

Экспозиция о работе полевого эвакогоспиталя 32-46

Задачи:

1. Принять участие в областных конкурсах, городских мероприятиях, акциях «Обелиск», «Письмо из войны».

2. Принять участие в работе НОУ школы.

3. Создание поисковых отрядов, «Школы экскурсоводов».

 

3.«Радость общего дела».

Программа развития музея построена на принципах межпредметных связей истории, краеведения, обществознания, литературы, музыки, изобразительного искусства. Программа охватывает следующие направления: эколого-краеведческое, лингвистическое, военно-патриотическое, художественно-эстетическое.

Старшеклассники охотно посещают занятия на базе музея. В школе проводится большая работа по использованию музейных материалов, экспонатов, в ученических докладах, сочинениях, проектах и общешкольных мероприятиях. Учителя истории проводят в школьном музее уроки мужества, лекции, семинары, встречи с ветеранами, что делает исторический материал интереснее и нагляднее для школьников.

             

Мероприятие, посвящённое празднованию годовщины победы под Сталинградом.

 

Музеем ежегодно проводятся мероприятия, посвящённые знаменательным датам Великой Отечественной войны, празднованию Дня Защитника Отечества, историческому прошлому края, известным художникам и почетным гражданам города. В 2013 году успешно были проведены 2 конкурса краеведов «Моя малая родина»», «Казачьи посиделки».

 

Перечень мероприятий проведённых музеем за 2014 год

 

Мероприятие

Дата

1

Конкурс стенгазет по военной тематике. «Пропахшие порохом».

январь 2014

2

Празднование годовщины победы в Сталинградской битве «Волжская твердыня»

февраль 2014

3

«От меча и до ружья» викторина о военном оружии, посвящённая Дню Защитника Отечества

февраль 2014

4

Конкурс кроссвордов и загадок «Военная техника»

март 2014

5

«Когда папоротник в цвету» история праздников Древней Руси

апрель 2014

6

«Блины, блинчики, оладьи» ярмарка-распродажа, изготовленных своими руками игрушек, продуктов, вещей.

март

2014

7

«40-е роковые» - торжественная линейка посвящённая празднованию  69-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне

май 2014

8

Конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем мир»

май 2014

9

«Слобода Михайловка» викторина к празднованию дня города

сентябрь 2014

10

«Зацветает краснотал» беседа о знаменитых художниках города

сентябрь 2014

11

«Не померкнет слава, подвига былого» викторина о героях Отечества

декабрь

2014

 

 

Конкурс рисунков на асфальте  «Мы рисуем мир»

 

Грамоты, полученные музеем за участие в конкурсах


Деятельность музея разнообразна. Она имеет богатые возможности для образования школьников, которые можно реализовать на уроках и во внеурочное время. Вот примеры заданий, которые могут выполнять учащиеся: найти в музее предметы, которые относятся к определённой теме; узнать в музее историю некоторых вещей; записать названия предметов быта, которые могли продаваться на ярмарке; рассказать об устройстве крестьянской избы; подготовить сообщение, используя те или иные материалы музея.

При помощи учителей труда учащиеся изготавливают спецзаказ для музея, как например: лоскутное шитьё; макеты колодцев, домиков; казачьего подворья; куклы из щепочек и тряпочек, из соломы, глины, мочала; макеты одежды;

 

 

 

4. «Мы вместе сможем многое достичь»

Наш музей работает в тесном контакте со Станцией туризма, ЦДТ, Краеведческим музеем, Городским архивом, Городским комитетом ветеранов.

Схема сотрудничества музея с общественными и государственными организациями

 

Ежегодно совместно с этими организациями проходят акции: «Обелиск», «Помощь ветерану», неделя «Музей и дети», митинги, праздничные концертные мероприятия, посвящённые празднованию годовщины победы в Сталинградской битве, Дню Победы.

 

Сотрудничая с Городским советом ветеранов, мы оказываем шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны: Березину И.К.,

Никишкина А.М., Савашук Л.Ф., Москаленко М.Ф., а также ветеранам педагогического труда.

Связи с различными общественными организациями позволяют нам строить поисково-исследовательскую, просветительскую и учебно-воспитательную деятельность на более высоком уровне. Это способствует выполнению задачи по пропаганде знаний о родном крае, его боевом и трудовом прошлом, а так же обобщению опыта работы музеев.

  1. «Что написано пером…»

Результаты деятельности музея освещаются в периодической печати. Статьи пишут учащиеся школы, входящие в совет музея, выпускники школы, учителя, а также руководитель музея. Публикации печатались в газетах «Призыв», «Михайловский вестник». Кроме того журналисты данных газет используют материалы музея о наших выпускниках-ветеранах Великой Отечественной войны в написании своих рубрик.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Система краеведческой работы школы способствует осуществлению поисковой и исследовательской деятельности на базе школьного музея, что позволяет разнообразить методы и приёмы активизации познавательного процесса учащихся, и, соответственно, реализовывать школьную образовательную программу. Показанные в отчёте результаты свидетельствуют о том, что в школе создаётся эффективная система работы историко-краеведческого музея, которая обладает теоретическим и творческим потенциалом. Данная система способствует формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисково-исследовательской деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Активисты школьного музея, руководитель музея участвуют в различных мероприятиях не только на уровне школы, но и города, области.

Школьный музей играет важную роль в работе школы, так как обладает возможностью творческого применения знаний учащихся на практике. Работа в школьном музее располагает к сотрудничеству, социальному партнёрству всех участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители), что позволяет сохранять доверительные отношения.

Работающие в школьном музее дети, приходя к нам, раскрываются, учатся общению при поиске информации, умению изучать все материалы, кратко, ярко, выделив всё самое яркое и значимое, донести до слушателя за короткое время и сделать показ наглядности, который размещается на лаконичном стенде или планшете, заинтересовать своих слушателей. Значит, музей воспитывает нас, приобщает к работе, учит мыслить, сопоставлять, выделять главное и значимое, учит кропотливости и терпению, умению передать свой опыт и знания другим. А это значит, нить от прошлого к будущему и кладезь знаний о прошлом не прервётся никогда.

 

Из истории школы.