Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 28.04.2024, 04:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая копилка

Главная » Статьи » Учебная работа

Классный час «Благотворительная и просветительская деятельность П.А. Столыпина»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Михайловки»

 

 

Классный час

 «Благотворительная и просветительская деятельность
П.А. Столыпина»

 

  

Подготовила и провела

Худайкулова Н.А.

классный руководитель 7 Б класса

  

 

2012 г.

Цель:

ü  познакомить учащихся с жизнью Столыпина П.А;

ü  формировать положительное отношение учащихся к благотворителям, спонсорам;

ü  воспитание гражданской позиции, патриотизма и ответственности за судьбу своего Отечества.

 

Оформление

*      Народ, не имеющий национального самосознания - есть навоз,

 на котором произрастают другие народы.

 

*      На очереди главная наша задача — укрепить низы. В них вся сила страны. Их более 100 миллионов и будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте — и слова Русского Правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром… Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа — вот девиз для нас всех, Русских. Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России.

*      Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу.

*      Сопровождение презентация «Петр Столыпин»

 

Вам, господа, нужны великие потрясения; нам - нужна великая Россия. 

  Ход классного часа.

Учитель. История не твориться произвольными деяниями "великих людей", как полагали некоторые мыслители. Но история не твориться и какими-то безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс. История - это сплошная равнодействующая поступков множества личностей.

Не вызывает сомнения, что в истории России за первые годы ХХ века с исключительной силой проступила личность П.А.Столыпина. В 2008 в программе «Имя России» Столыпин П.А. занял 2 место.

Президентом России Дмитрием Медведевым подписан указ «О праздновании 150-летия со дня рождения Петра Столыпина» в 2012 году. Классный час посвящён Столыпину Петру Аркадьевичу, юбилей которого в России в этом году отмечается на государственном уровне.

Одни называли Петра Аркадьевича спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России в смутное время, другие – палачом.

Кто же он был – Петр Аркадьевич Столыпин, если принимать во внимание не мифы и легенды, сложенные о нем, а строгие исторические факты и свидетельства современников. Род Столыпиных известен с 16 века и связан со многими именами, составлявшими славу и гордость России. Из рода Столыпиных происходила бабушка М.Ю. Лермонтова. Прадед - сенатор А.А. Столыпин – друг М.М. Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала Х1Х в. Отец – Аркадий Дмитриевич – генерал-адъютант, участник Крымской войны, друг Л.Н. Толстого, навещавший его в Ясной поляне; жена Петра Аркадьевича – правнучка А.В. Суворова.

Ведущий 1. П.А. Столыпин родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене, где его мать гостила у родственников. Детство и раннюю юность он провел в основном в Литве. Когда детям пришла пора учиться, купили дом в Вильне. Окончив Виленскую гимназию, Петр Аркадьевич в 1881 г. неожиданно для многих поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где, кроме физики и математики, с увлечением изучал химию, геологию, ботанику, зоологию, агрономию. Именно эти науки, по­следние среди названных, и привлекали Столыпина. Однажды на экзамене у Д. И. Менделеева он попал в сложное положение. Про­фессор стал задавать дополнительные вопросы, Столыпин отве­чал, но Менделеев не унимался, и экзамен уже перешел в ученый диспут, когда великий химик спохватился: «Боже мой, что же это я? Ну, довольно, пять, пять, великолепно».

Ведущий 2. В отличие от отца П. А. Столыпин был равнодушен к музыке. Но литературу и живопись он любил, отличаясь, правда, несколь­ко старомодными вкусами. Ему нравились проза И. С. Тургене­ва, поэзия А. К. Толстого и А. Н. Апухтина. С последним он был в дружеских отношениях, и на петербургской квартире Столыпина Апухтин нередко читал свои новые стихи. Столыпин и сам был неплохим рассказчиком и сочинителем. Его дочери приходили в восторг от сказок о «девочке с двумя носиками» и о приключе­ниях в «круглом доме», сочиняемых экспромтом каждый вечер. Сам Столыпин не придавал большого значения своим литера­турным дарованиям.

Дети часто стараются не походить на родителей. П. А. Сто­лыпин не курил, редко употреблял спиртное, почти не играл в кар­ты. Он рано женился, оказавшись чуть ли не единственным же­натым студентом во всем университете.

Ведущий 1. По воспоминаниям родных, близких, коллег по службе и самых разных современников Столыпин отличался прямодушием, искренностью и большой преданностью Государю и Отечеству. У него была открытая, уравновешенная и цельная натура и он с уважением относился к чужому мнению, всегда заботился и опекал своих подчиненных. По своим политическим взглядам Столыпин не зависил от каких-либо партийных давлений, не терпел лжи и не участвовал в интригах. К государственному воровству и взяточничеству относился с крайней нетерпимостью и беспощадно пресекал все случаи их проявлений.

Чтец 1. "Высокий, представительный, великолепно воспитанный, всесторонне образованный; говорил громко, убедительно. Большим благородством веяло от его слов и поступков, что располагало к нему даже его политических противников. В нужных случаях он действовал решительно... Был он примерным семьянином. Гостеприимный, радушный, веселый и остроумный, когда не был чем-то озабочен; он был образцом всех мужских добродетелей. Строгий к себе и снисходительный к ошибкам подчиненных. Он не был честолюбив, и все неблагородное и нечистое было противно его высокой душе" (князь А.В. Оболенский, "Мои воспоминания и размышления")

 Чтец 2. Петр Столыпин являлся примерным семьянином. Несмотря на активную политическую деятельность, семья для Петра Аркадьевича занимала отнюдь не последнее место. «Для меня Ты и дети все и без вас я как-то не чувствую почвы под ногами. Грустно быть оторванным от Вас...

Находясь вдалеке от семьи, как бы ни был занят, он, тем не менее, ежедневно слал родным письма, в которых подробно описывал свою жизнь: «Ненаглядное мое сокровище, вот я и в Москве, куда благополучно прибыл с опозданием на 2 часа. Это мое третье письмо, – получила ли Ты письмо из Минска? В вагоне все думал о Тебе и о моей глубокой привязанности и обожании к Тебе. Редко, я думаю, после 15 лет супружества так пылко и прочно любят друг друга, как мы с Тобою.

Долго про Тебя ничего не узнаю, радость моя. Завтра между покупками и поездом надеюсь написать Тебе открыток.

Обожаю, целую, люблю Тебя, сокровище, обожание мое.

Деток благословляю, целую...»

Ведущий 2. Семейная жизнь Столыпиных стала их счастьем, а шестеро детей — общей заботой и радостью. Наследника ждали долго, но рождались подряд девочки: Мария (у Столыпина — Матя), Наталья, Елена, Ольга, Александра (Ара). Кроме старшей дочери все дети появились на свет в родовом имении под Ковно (Каунас). Сюда в 1889 году Петр Аркадьевич был назначен уездным предводителем дворянства, избран почетным мировым судьей.

 Петр Аркадьевич очень любил своих детей. Он часто ходил с ними в церковь, кондитерскую за сладостями, заглядывал на уроки танцев. Как любой примерный родитель, Петр Столыпин помогал с уроками.

Столыпин с удовольствием, а не только по долгу службы принимал активное участие в деятельности разных благотворительных организаций. Он увлекался поэзией, очень любил природу, ему нравилось беседовать «о жизни» с простыми крестьянами и в этом находил лучшие моменты своей жизни.

Ведущий 1. Но главным делом в его жизни стала политика. По воспоминаниям его сыны, Аркадия Петровича Столыпина, написавшем о нем в 1986 г. в Париже небольшое воспоминание «Слово об отце» «Государственную власть он принял как тяжелый крест. Ознакомившись с общим положением дел Империи, понял, что нельзя терять ни минуты. Работал, порою, целыми ночами, что в конце жизни отразилось на состоянии его сердца. Спешил каждый вечер окончить работу, положенную на этот день».

В 1884 году, после окончания университета, П.А. Столыпин поступил на службу в Министерство внутренних дел. В 1889 году в своей биографии Петр Столыпин становится предводителем дворянства в Ковенском уезде. Затем избирается мировым судьей.

 В 1902 г. П.А. Столыпин был назначен в Гродно губернатором. С февраля 1903 по апрель 1906 гг. являлся губернатором Саратовской губернии. Внес немалый вклад в экономику, образование, культуру губернии, здесь закладывались основы аграрной реформы в России.

Ведущий 2. П.А. Столыпин активно занимался благоустройством города и укреплением его социальной сферы. В городе была начата модернизация телефонной сети. П.А. Столыпин добился выделения из казны значительных средств на устройство водопровода и мостовых.

Особое внимание Петр Аркадьевич уделял строительству городских больниц, учебных заведений и ночлежных домов. На Плац-параде открывается глазная лечебница. 15 июня 1903 года состоялась торжественная закладка здания Мариинской женской гимназии. Первых учащихся принимает второе реальное училище – ныне Русская классическая гимназия.

В 1903 г. был открыт ночлежный дом на 85 человек. Престарелые и одинокие женщины получили возможность найти приют в так называемом Серафимовском вдовьем доме.

Ведущий 1. В Саратове Столыпин пережил Русско-японскую войну, российское поражение и начало первой русской революции. Несмотря на разногласия в административном аппарате, крестьянские волнения и митинги, настроение в губернском центре в целом было патриотическим. Под руководством губернатора начинает формироваться отряд Красного Креста для действующей армии. Выходят распоряжения об ассигновании из казны некоторой суммы на формирование Красного Креста и на выдачу пособий семьям убитых, умерших и раненых воинов, уроженцев Саратовской губернии.

Между тем через Саратов проходили воинские эшелоны на восток, и вся семья Столыпина принимала большое участие в устройстве обедов-проводов для отрядов, отправляющихся на фронт.
В это тяжелое время в губернаторском доме еженедельно собирались «дамы и барышни», желающие работать для раненых.

Неоценимую помощь городу оказал премьер-министр П.А. Столыпин, когда из десяти городов, претендующих на открытие в них университета, он отстоял Саратов. Саратовский Императорский университет в составе одного медицинского факультета был открыт 23 сентября 1909 года.

Ведущий 2. 26 апреля 1906 г. П.А. Столыпин был назначен министром внутренних дел в кабинете И.Л. Горемыкина. 8 июля 1906 г., после роспуска Первой государственной думы, была объявлена отставка Горемыкина и замена его Столыпиным, который стал таким образом председателем Совета министров.

Провозгласил курс социально-политических реформ. Начал проведение аграрной реформы. Под руководством Столыпина разработан ряд крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, о веротерпимости.

Чтец 3. В годы аграрной реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч человек.

Деревня за пять "столыпинских" лет стала совершенно иной. Стали вводиться прогрессивные аграрные методики. В 2,5 раза увеличилось потребление минеральных удобрений, импорт сельхозмашин увеличился в три раза, начался строительный бум. 

Чтец 4. Столыпин говорил: «Сознавая необходимость приложения величайших усилий для поднятия экономического благосостояния населения, правительство ясно отдает себе отчет, что усилия эти будут бесплодны, пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту... Школьная реформа на всех ступенях образования строится министерством народного просвещения на началах непрерывной связи низшей, средней и высшей школы, но с законченным кругом знаний на каждой из школьных ступеней.

Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола.

В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

Чтец 5. В области народного просвещения и образования происходили быстрые улучшения. В начале XX века грамотными были лишь 25% населения - но это опять-таки в среднем по империи; в крупных городах европейской России число грамотных достигало 50%; а среди молодежи еще больше; причем тогда грамотность для женщин считалась необязательной - и это ухудшало средние цифры; мужское же население имело гораздо более высокий процент. После 1908 года, когда было введено всеобщее бесплатное начальное обучение, ежегодно открывалось 10 000 начальных школ (уже в 1911 году их насчитывалось более 100 000, из них 38 000 церковно-приходских), в результате чего к 1922 году неграмотность молодых поколений должна была исчезнуть. (В 1920 году, по советским данным, 86% молодежи от 12 до 16 лет умели читать и писать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.) Гимназии имелись во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны.

В 1897 году только 24% населения старше 10 лет умело читать, в 1914 году этот показатель достиг 45%. В 1914 году 73% призывников уже умели читать.

В 1913-1914 учебном году в разных типах начальных и средних школ обычалось 8,7 млн юношей и девушек. В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3000000 учеников в них.

Чтец 6. Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д.

Чтец 7. Увеличиваются усилия правительства по созданию университетов. Создан Саратовкий университет в октябре 1909 года. К этому времени количество студентов составило 71,4 тыс. Из них 35,7 тыс были студентами 10-ти российских университетов. Остальные, видимо, учились в военных академиях. В отношении же среднего и высшего образования женщин (тогда оно еще не считалось само собой разумеющимся) Россия шла впереди Западной Европы: в 1914 году имелись 965 женских гимназий и Высшие женские курсы (фактически университеты) во всех крупных городах.

Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии. ...

Ведущий 1. При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в "связке" с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т.д. В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей"; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи. Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

Ведущий 2. Суть своей государственной деятельности на посту главы правительства П.А. Столыпин определял со свойственной ему краткостью «Сначала успокоение, а потом – реформы!» Горячий приверженец порядка и законности он шел прямым путем к скорейшему осуществлению нового уклада государственного строя. Просвещенный политик, экономист и юрист, человек большого административного таланта, он почти отказался от личной жизни и все свои стремления, свою удивительную работоспособность вложил в дело государственного усовершенствования и строительства. Он являлся блестящим оратором, умел говорить эмоционально, лаконично и четко, давал подробные разъяснения по любым положениям законопроекта или по различного рода вопросам о действиях правительства. В разное время он совершил несколько поездок по стране, в ходе которых знакомился с ходом землеустроительных работ. Немало приложил он стараний к улучшению водоснабжения в Петербурге и проявил большое мужество в борьбе по прекращению холерной эпидемии.

Учитель. За пять лет пребывания на посту премьер – министра П.А.Столыпину удалось вывести Россию из кризиса, преодолеть период экономической депрессии и войти в длительный цикл устойчивого экономического роста, выйти на пятое место в мире.

Вопреки всем трудностям, возникшим на пути столыпинских реформ в 1906 – 1911 годы, Россия сделала качественный скачок в своем развитии. Во всех сферах жизни - материальной, культурной, духовной – стали просматриваться контуры нового облика страны, которая с каждым новым годом набирала темпы роста, крепла и преображалась. Об этом убедительно свидетельствуют материалы отечественной статистики и экспертные оценки зарубежных специалистов. 

1 сентября 1911 года в Киеве на торжестве в городском театре по случаю открытия памятника императору Александру II Агент охранки Богров дважды выстрелил в Столыпина: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. После смертельного ранения Столыпин нашел в себе силы перекрестить Царя. Потом он тяжело опустился в кресло и произнёс: «Счастлив умереть за Царя»...

Через неделю после его смерти начали говорить о его забвении и вот уже почти сто лет никак не успокоятся. Это и есть главное признание его исторической личности.

Есть национальная русская литература, олицетворяемая именами Пушкина и Лермонтова, Толстого и Достоевского, есть русское национальное военное искусство Суворова, Кутузова и Ушакова, и мы должны признать, что существует национальное русское государственное мышление, связанное с именем Столыпина, остающегося и сегодня идеалом русского политического деятеля.

Дополнительные материалы:

Презентация Столыпин П.А.

Видеоролик "Петр Столыпин"



Источники

1.http://www.hrono.info/biograf/bio_s/stolypin_pa.php

2.      http://en.coolreferat.com/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%BF%D0%B8%D0%BD,_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

3.       http://af0n.ru/Igor-Druz-Petr-Stolypin-Smert-za-Carya-18-sentyabrya-1911-Zhizn-za-Carya-Velikuyu-Rossiyu-Nash-Stolypin-k-stoletiyu-tragicheskoj

4.       http://scepsis.ru/library/id_1349.html

5.      http://center-stolypin.ru/info/methodical-materials/39/

Категория: Учебная работа | Добавил: Admin (13.04.2012)
Просмотров: 2911