Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 29.04.2024, 04:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая копилка

Главная » Статьи » Учебная работа

Урок физики в 8 классе «Электризация тел. Два рода электрического заряда»

Учитель физики Мазина Галина Степановна

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:
• Формирование начальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов зарядов.
• Изучение и выяснение сущности процесса электризации тел.
• Научиться решать качественные задачи по теме.
Воспитательная:
• Воспитание любознательности, эмоциональной и доброжелательной атмосферы.
• Воспитание умения работать в коллективе.
Развивающая:
• Выделять электрические явления в природе и технике.
• Определять знак заряда наэлектризованного тела.
• Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

Оборудование: Стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха,шёлка,бумага,линейки пластмассовые, воздушные шары,электрофорная машина, султаны электростатические,мультимедийная установка, телевизор с DVD проигрывателем.

Ход урока

Слова "электричество”, "электрический ток ”, знакомы каждому. Но, вот объяснить, что это такое, мы сможем, лишь, изучив большой круг явлений, которые называются электрическими. Сегодня нам предстоит познакомиться и изучить интереснейшее явление, которое окружает нас по всюду - электризация.
В тетрадях записываем дату, классная работа, тема урока.
Электризация. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов
Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела. Проследим по таблице (слайд№1) историю изучения этого явления

История развития электричества начинается с Фалеса Милетского. Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т. к греч. elektron—янтарь. Лишь в конце XVI века и начале XVII века вспомнили об этом открытии. Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества. Он был одним из первых ученых, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования. Он показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло.

Ученый   Время   Открытие
  Фалес Милетский, греческий философ   VI в. до н.э.   Янтарь, потертый о мех, притягивает пушинки
  Гильберт Уильям, английский физик   Около 1600 г.   Электризация разных тел. Разделил все вещества на "электрики” и "неэлектрики” Первый электроскоп
  Фон Герике Отто, немецкий физик   Около 1660 г.   Первая электростатическая машина. Отталкивание зарядов. Электризация через влияние
  Грей Стефан, английский физик   1729 г.   Явление электропроводности. Проводники и непроводники. Распределение зарядов но поверхности тел
  Дюфе Шарль, французский физик   1733 г.   Два рода электричества ("стекольное” и "смоляное”). Первым получил искру
  Франклин Бенджамин, американский физик   1746,1754 гг.   Изобрел молниеотвод. Ввел понятие положительного и отрицательного зарядов. Закон сохранения заряда
  Ломоносов Михаил, русский физик   1740,1760 гг.   Изучение атмосферного электричества
  Кулон Шарль, французский физик   1785 г.   Закон взаимодействия зарядов
  Гальвани Луиджи, итальянский физик   1791 г.   Действие электрического тока на мышцы
  Вольта Алессандро, итальянский физик   1799 г.   Первый источник тока и др.
  Ом Георг, немецкий физик   1831 г.   Закон постоянного тока
  Фарадей Майкл, английский физик   1852 г.   Понятие о поле. Силовые линии

1.Групповой эксперимент: У всех на столах лежат пластмассовые линейки и кусочки бумаги; приблизьте линейку к ним и пронаблюдайте за результатом, затем потрите слегка линейку о бумагу и повторите опыт, что изменилось? (бумага прилипла к линейке)

2.Просмотр видеоматериала по изучению электризации. (В процессе просмотра ведётся краткая запись основных понятий и определений)

3.Опыт 1 

Приборы и материалы:
• линейка,
• лампа, вкрученная в патрон на подставке,
• эбонитовая палочка.
Линейку уравновешиваем на лампе. Натираем эбонитовую палочку о мех и подносим к линейке.
Результат: Линейка начинает вращаться.
Опыт 2: Взаимодействие электростатических султанов после зарядки от электрофорной машины. ( получая разные заряды, они притягиваются)

Опыт 3:

( в группах) Воздушные шарики .натираются о бумагу в каждой группе, для наблюдения взаимодействия бумаги и шаров, определения знака зарядов у бумаги и шарика, затем проверить правильность с помощью стеклянной и эбонитовой палочек. Приблизить два таких шара и пронаблюдать за их взаимодействием-отталкивание тел одного заряда.

Сейчас вы выполните первое практическое задание. Изучение электризации различных тел.

У каждого есть свой рабочий листок, который будет заполняться в процессе вашей деятельности. (Учащиеся работают с рабочим листом, который готовится на каждого.)

Задание 1.

Изучение электризации различных тел.
Условились обозначать положительный заряд "+”, а отрицательный "-”. В последствии было установлено, что все вещества можно расположить в так называемый ряд, в котором предыдущее тело электризуется при трении о последующее положительно, а последнее отрицательно..6 групп выполняют задания и вносят результат в бланк ответов, далее проводится взаимопроверка по листам на доске.

Ребята! Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание, которое проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут.

Вариант 1

1. Стекло при трении о шелк заряжается:
А) положительно; Б) отрицательно.
2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:
А) положительно; Б) отрицательно.

3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена? Рисунок 3.

А) 1; Б) 2; В) 3.

4. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?
А) 1; Б) 2; В)3.
5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?
А) 1; Б) 2; В)3.
.

Вариант 2

1. При натирании о мех каучук электризуется:
А) положительно; Б) отрицательно.
2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:
А) положительно; Б) отрицательно.
3. Три пары легких шариков подвешены на нитях рисунок . Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

А) 1; Б) 2; В)3.
4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды (см. тот же рисунок)?
А) 1; Б) 2; В)3.
5. Какая пара шариков не заряжена (см. тот же рисунок)?
А) 1; Б) 2; В)3. Далее взаимопроверка (1 вариант: АБАВБ;2вариант: ББВБА)

Показ презентации « Польза и вред электризации», далее контрольные вопросы:
• С каким явлением вы сегодня познакомились?
• Какие вы знаете заряды? Как они создаются?
• Как ведут себя заряженные тела?
• Сколько тел участвует в электризации?
• Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке потёртой о шелк, то оно заряжено….?
• Если два заряженных тела отталкиваются друг от друга, то они заряжены…?
• Если погладить кошку рукой, то рука зарядится…,а мех животного…?
• Почему слово «янтарь» связывают с понятием электризации?
Рефлексия 1.Скаким настроением вы работали на уроке, было вам интересно или нет?
2.Каквы оцениваете свою деятельность на уроке, все ли было понятно?
3.Как считаете, новый материал полезен в жизни, производстве, быту?
Прошу заполнить листки самооценки.

Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание: п.25;26;по желанию подготовить презентации по применению электризации в медицине, о грозовых явлениях, защите от электростатических разрядов. Проделать опыты по электризации с разными телами, результаты описать в рабочей тетради.

Скачать презентацию к уроку

Категория: Учебная работа | Добавил: Admin (16.01.2012)
Просмотров: 8616