Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 20.05.2024, 20:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая копилка

Главная » Статьи » Воспитательная работа

Классный час "Как живут экспонаты в музее"


Тема:  «Как «живут»  экспонаты в музее» (5 класс).

Цели:

1. Познакомить учащихся  с  понятием музей, условиями  бытования  экспонатов  в  музее, рассказать о различных типах музеев. Определить типы музеев Белгородской области.  

2. Воспитывать  бережное,  уважительное  отношение  к  музейным  памятникам,       чувства  причастности  и  ответственности  за  сохранение  культурного  наследия.


Оборудование: экран, мультимедийный  проектор, презентация «Как живут экспонаты в музее», предметы,  принесённые учащимися в качестве экспонатов музея.   

Ход занятия.

Слайд №1 тема классного часа,  «Как живут экспонаты в музее»

 Ведущий 

  Здравствуйте дети, уважаемые гости.  Сегодня у нас необычное занятие, мы совершим путешествие в удивительный мир, который называется музей. Мы узнаем –

что такое музей, 

кто помогает   экспонатам жить в музее, 

кому они раскрывают сои истории и тайны. 

чем различаются музеи между собой,  и какие музеи есть в нашей области.

 Люди  много, много сотен  лет назад начали собирать  и хранить чем – то им памятные предметы, веши, картины и многое другое, то что теперь мы называем историей.

Слайд № 2 

 Как обычно, в красивом здании

 Где хранится кладезь знаний

Обо всём, что нас окружает

И конечно, всегда поражает,

Здесь предметы культуры всей.

Что же это – МУЗЕЙ! (Слайд №3)

Слайд №4 

Ведущий:  Название «музей» происходит из Древней Греции и переводится как «храм муз». Музами древние греки называли мифологических богинь – покровительниц наук и искусств.  Не случайно музеи и своим внешним видом, и внутренним убранством настраивают зрителя на встречу с прекрасным. Посмотрите, в каких красивейших зданиях располагаются музеи.

Что же такое музей?  Для чего нужны музеи? (дети отвечают).

Слайд №5

Ведущий:  Действительно, музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало,  и вообще, узнать много интересного. Самым главным  в музее является ЭКСПОНАТ. 





Все то, чего коснется человек,

Приобретает нечто человечье.

Вот этот дом, нам прослуживший век

Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят,

Беседуют между собой балконы


Слайд №6

Что означает это слово экспонат? (Слайд с частью этнографической экспозиции  школьного музея).

Какие предметы могут  быть экспонатом?

Экспонатами могут быть самые обычные и самые необычные предметы.

Слайд №7

Ребята как вы думаете, как попадают экспонаты в музей? (дети отвечают).

Ведущий:  каждый экспонат попадает в музей по своему. Одни ищут целенаправленно в ходе археологических раскопок, другие  преподносят в дар музею. Слайд №8.

Все ли предметы могут стать музейными экспонатами? Слайд № 9.

Дети рассматривают предметы,  которые принесли в качестве музейных экспонатов, делают вывод о возможности предмета стать экспонатом.

 Ведущий:В нашем школьном музее находятся   предметы,  в основном переданные в дар музею и собранные в ходе поисковых экспедиций учащихся. (Слайд №10  часть этнографической экспозиции). Итак предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь. Интересно, как живётся экспонатам в музее? (Дети высказывают своё мнение). 

Кто же помогает музейным экспонатам восхищать и удивлять посетителей музеев?

Слайд №11.

Ведущий: музейным экспонатам помогают жить целый штат сотрудников музея, это настоящие знатоки своего дела.

научные сотрудники - изучают экспонат, делают его описание; 

хранитель музея, который обеспечивает сохранность экспоната;

климатолог – без его помощи сохранить экспонаты очень сложно, он с помощью специального прибора «психрометра» определяет влажность и температуру в залах музея и хранилищах экспонатов.

ну а те экспонаты, которые нуждаются в лечении,  попадают в руки  художника – реставратора.

 Благодаря такой заботе музейные экспонаты восхищают и удивляют нас и живут очень долго. В заботливых руках музейных работников они могут радовать многие поколения людей.

Слайд №12.

   В первый раз многое в музее может показаться тебе удивительным. Здесь всё так не похоже на то, что ты видел раньше! А как странно ведут себя люди! Они ничего не трогают руками, хотя вокруг столько всего интересного! Передвигаются от зала к залу очень медленно и разговаривают только шёпотом. Почему так? (Дети отвечают на вопрос).


Ведущий: да вы правы, объяснение этому очень простое. В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Ведь каждый  экспонат здесь – это хранитель истории. А некоторым предметам в музее так много лет, что любоваться ими могли ещё твои  бабушка и дедушка, когда были такими, как ты сейчас. От времени многие экспонаты стали очень хрупкими, поэтому их легко испортить одним неловким  движением или прикосновением. И тогда никто больше не сможет наслаждаться их красотой. В красивом здании и вести себя нужно красиво. Поэтому люди ходят в музее медленно и руками ничего не трогают. Разговаривают посетители музеев тихо, чтобы не мешать другим рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода.   

  Мы с вами много узнали об экспонате, о том кто хранит его. Теперь самое время познакомиться  с самыми известными  музеями мира и нашей страны, области. 

  Самый первый музей  России  был открыт в Петербурге при Петре I  и назывался  КУНСТКАМЕРОЙ -  собрание диковинок для всеобщего обозрения. Сейчас в стране около 1200  государственных музеев, где собрано  40 млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей. Слайд № 13. 

А о каких музеях слышали вы? В каких музеях были? 

Ведущий:  Вы должны знать, что бывают самые разные музеи. 

Слайд №  14 

 (Лувр (Париж) Метрополитен (Нью- Йорк), Эрмитаж (Санкт- Петербург),

 Художественные, где замечательные образцы живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства экспонируются в просторных залах. Некоторые из них оформлены необычно. Вы можете попасть в Греческий дворик 5 века до н.э.,  в Египетский зал, переносящий посетителя на много тысячелетий назад, в Итальянский дворик, характерный для жилых дворцов эпохи Возрождения.

Слайд № 15

 В нашей области тоже есть художественный музей,  который был открыт для посетителей 26 июля 1983 года. 

Слайд № 16.

 Большое количество музеев называются историческими. Даже целые города могут быть историческими музеями под открытым небом. На слайде самый известный  исторический музей России, расположенный на Красной площади в Москве, и  английский город – музей.

Слайд № 17

 Так же существуют музеи, посвященные какой - либо теме. Наша земля- это родина беспримерного подвига совершённого народом в годы Великой Отечественной войны в ходе Курской битвы. В память об этом событии создано несколько великолепных памятников посвящённых этой теме.   Одним из таким музеем  является  музей – диорама «Огненная дуга». Открыт 4 августа  1987 г. 

Слайд № 18

   Военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле" был  создан  

26 апреля 1995 г.  Указом президента РФ. Территория музея-заповедника представляет собой совокупность участков, на которых проходили бои левого фланга 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской общевойсковой 

армий, где сооружены мемориалы, связанные с яркими проявлениями стойкости и героизма защитников Отечества, с подвигами многих 


подразделений. Главное место занимает Танковое поле, где произошло беспримерное встречное танковое сражение. В составе музея-заповедника: 

Памятник Победы - Звонница (скульптор В.М.Клыков); храм Святых Апостолов Петра и Павла, которые считаются символами третьего ратного поля России, и память которых отмечается 12 июля, в день встречного танкового боя; Дом-притча с гостиницей, воскресной школой, духовной библиотекой, Домом ветеранов войны и тыла, культурно-историческим центром; музей истории Прохоровского танкового сражения, в котором постоянно действуют выставки, посвященные истории Курской битвы и сражения под Прохоровкой; наблюдательный пункт командующего 5-й гвардейской танковой армией генерала П.А. Ротмистрова; положено начало созданию музея военной техники под открытым небом. 

 Слайд № 19

 Ещё одни музеи носят название мемориальные комплексы, недалеко от посёлка Яковлево находится  мемориальный комплекс «Курская дуга». Открыт 1 января 1972 года.

Слайд № 20

Историко - краеведческие, где представлена история края в документах, фотографиях, предметах быта. Здесь Вы можете увидеть все что угодно: от чучел животных, обитающих в данной местности до свадебного наряда крестьянки. Белгородский  историко – краеведческий музей, самый старейший в области, был открыт 25 октября 1924 г.

Слайд № 21

Белгородский литературный музей,  открыт 26 апреля 1999 года, в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Музей находится в одном из старинных зданий города, памятнике архитектуры 18 века федерального значения – «Доме Селиванова».

Слайд № 22

Государственный Дарвиновский музей в г. Москва, самый известный естественно - научный музей в мире.

Слайд № 23

  Политехнический музей в г. Москва, один из интереснейших музеев техники, где собрано много действующих технических моделей . 

Слайд № 24

  Школьный музей боевой славы, также является частью огромной и интересной страны музеев. Нам очень повезло, и мы с вами  можем чаще других прикасаться к этому удивительному миру.

   Творческая работа: учащимся предлагается  составить рассказ о принесённом предмете как музейном экспонате.

Литература:

1. О. Белкина. Школьный музей. Москва 2000г. 

2. Н. Макарова. Детский музей как способ организации образовательной среды.

3. Лагунова А.И. музей и семья. Музееведение. Вопросы теории и методики: Москва 1987г. 

4. Полетаева С.В. Детский музей как воспитатель. 1910г. 

5. Ребенок в музее. Музееведение. Москва 1993г. 


Скачать презентацию

Категория: Воспитательная работа | Добавил: Admin (07.04.2013)
Просмотров: 12034