Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 20.05.2024, 05:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая копилка

Главная » Статьи » Воспитательная работа

Классный час "Спешите делать добро"

 Классный час: «Спешите делать добро»

ЦЕЛЬ: Познакомить с вежливыми словами.

            Научить применять  вежливые слова в жизни.

            Воспитывать вежливость, уважительное отношение к людям.

 

 

- Ребята, сегодня к нам в гости  придет герой знакомого вам мультфильма.

 

- Отгадайте, кто это?

 

Он самый добрый и вежливый, его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

 

Ответы детей.

 

- Молодцы, ребята, это действительно Кот Леопольд.

 

- Сегодня он поможет вам познакомиться с «волшебными словами».

 

- А кто знает, что это за слова? (Ответы детей)

 

- Очень хорошо, что вы знаете «волшебные слова».

 

- А какие первые слова, которыми мы начинаем день? (ответы детей)

 

- Каждый день должен начинаться со слов: «Доброе утро!», произнося эти слова мы желаем нашим домашним, близким, знакомым – хорошего здоровья, приятного настроения, хотим  чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

- Правильно, если вы встаете утром, посмотрите родным в глаза, скажите: «Доброе утро!». Да  еще и поцелуете, улыбнувшись, то при самой пасмурной погоде в каждом доме засияет солнечный лучик, лучик доброты, нежности и день пройдет радостно и интересно.

 

 

Дети читают стихотворение  А.Костецкого  «С добрым утром»

 

Встань,

Как только солнце встанет.

И тихонечко к окошку

Руку луч тебе протянет –

Ты подставь скорей ладошку.

Пусть тебя увидит мама

И умытым и обутым.

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи:

- С добрым утром!

А потом

С улыбкой, с песней

Выйди к людям,

К травам, к птицам!

И веселым, интересным

День твой Должен получиться!

 

Можно ли говорить «Доброе утро!»  нахмурясь, недовольным голосом? Почему? (Ответы детей)

 

Вот так хорошо об этом сказано в стихотворении  «Я и солнышко».

 

У:

Солнышко ясное встало.

- Доброе утро! –

Сказало.

- Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим…

Но если, проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно…

Придумано мудро:

- Доброе утро!

 

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно нужно все равно говорить: «Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее.

 

А как надо произносить эти слова?

Послушайте песенку про улыбку. Ребята, сейчас мы слушали песню, подпевали и улыбались. А может ли человек жить без улыбки?

 

- У каких же людей чаще улыбка на лице?

 

- Сегодня мы и побываем в мире улыбок. Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда он видит прекрасное, когда он делает хорошее, доброе, когда получает «пятерки» и т.д.)

 

- Что значит поделиться улыбкою своей? (Поделиться добротой, радостью, помощью, теплом)

 

- Вспомните случаи из своей жизни,  когда вам приходилось улыбаться или смеяться.

 

- А наблюдали ли вы случай, как мальчик забирал портфель у девочки, она плакала, а другие ребята смеялись?

 

- Или мальчик или взрослый человек поскользнулся и упал, а девочки смеялись над ним?

 

- Что же это был за смех, за улыбки? (Это злые невоспитанные люди, если они смеются над несчастьем других людей).

 

- Нередко грубость, оскорбление неуважительное отношение людей сопровождаются улыбками и смехом.

 

- В таких ли улыбках и подобном смехе нуждаемся мы? Конечно же, нет. Запомните: Не допускайте, чтобы друг плакал, а враг смеялся.

 

- Значит, улыбки и смех бывают разными, добрыми и злыми, веселыми и ехидными, от души и от зависти, от хорошего дела и от безделья.

 

- Ребята, а чему мы учимся в школе? (Читать, писать, считать, рисовать)

 

- Правильно, учиться надо всему, в том числе улыбке и смеху. Народная мудрость гласит: «Мудрым никто не родился, а научился». Сейчас увидим несколько жизненных ситуаций, сценок и проверим, как мы умеем улыбаться.

 

- Я скажу предложение, а вы глядя друг на друга, мило улыбнетесь: «Каких симпатичных и умных детей я учу!»

 

- Заметим, что все открыто, душевно вам улыбнулись? А ведь от улыбки станет всем светлей!

 

- А вот еще задание: выходят мальчик и девочка. Алеша, представь, что ты встретился с Наташей на улице случайно, идя в школу. О чем и как вы будете разговаривать?

 

Алеша: - Добрый день, Наташа!

Наташа: - Здравствуй, Алеша!

Алеша: - Я очень рад, что встретил тебя!

Наташа: - Спасибо, я тоже!

Алеша: - Давай я помогу донести твой портфель.

Наташа: - А тебе не будет тяжело!

Алеша: - Что ты, Наташа!

Наташа: - Ты очень любезен, Алеша!

Алеша: - Мы же товарищи.

Наташа: - Как бы не опоздать в школу

Алеша: - Давай руку, успеем.

 

- Ребята, всем понравился диалог?

 

- Чем?

 

- Чему он нас учит? (Быть внимательнее, добрее, любезнее друг к другу)

 

- Ребята, а что еще необходимо для проявления доброй улыбки?

 

- Правильно, хорошее настроение. Что же вызывает хорошее настроение?

 

Буратино:  Ребята, я очень хочу с вами провести игру «Цветик-семицветик». Все вы знаете эту сказку?

 

- А какое последнее желание было у девочки?

 

- К кому бы вы хотели проявить свое внимание и заботу? Пусть наш волшебный цветик-семицветик поможет убедиться в силе добра и радости. Начинаем игру со словами: «Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг возвращайся, сделав круг! Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели!»

 

Под медленную музыку (можно П.Чайковского) дети заполняют свиток: записывают свое желание и заворачивают край листочка, чтобы не было видно сделанной записи,  и передают другому. В итоге получается свиток желаний, который читает учитель и

- Вот видите, как много доброго вы хотели сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам, учителю. Когда очень хочешь делать добро, оно множится.

 

Л: - Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово: «Здравствуйте!»

 

А зачем мы его произносим? –

Простое, обыкновенное слово «Здравствуй» означает: я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, что бы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе самого доброго: здоровья, мира, счастья и веселья.

Слово «Здравствуйте!» очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно, люди произнося слово «Здравствуйте!», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

 

У: - Все эти слова – и «Доброе утро!», и «Здравствуйте!», и «Добрый день!», и «Спокойной ночи!» - хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья.

 

Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности: «Спасибо!», «Благодарю вас!».

 

Народная мудрость гласит: «Девочка спесива, не скажет спасибо».

 

Школьная мудрость говорит: «Кисель в буфете ешь, а спасибо где ж?»

 

Л: - Вежливое слово: «Пожалуйста!». Его мы произносим в ответ на «Спасибо!» и тогда, когда просим о чем-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, на улице, но и дома. Часто школьники оставляют слово «Пожалуйста!» для гостей, на празднике.

 

Как-то один пятиклассник нечаянно сказал  своей сестренке: «Пожалуйста, дай мне твой карандаш». Бедная девочка так испугалась, что заплакала: «Почему ты мне говоришь «пожалуйста», разве я тебе чужая?»

 

Как вы думаете, только ли чужим надо говорить «пожалуйста»? (ответы детей).

 

Может ли вежливое слово потерять свою «волшебную силу»? Когда по-вашему это бывает? (Ответы детей)

 

У: - Слова извинения: «Извините!», «Простите!» (к ним добавляют слово «пожалуйста») – это тоже слова вежливые, волшебные.

 

Чтение стихотворения ученицей старшеклассницей:

 

«Простите!»

Папа разбил

Драгоценную вазу –

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите!» сказал.

И мама молчит

Улыбается даже.

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»

Казалось бы

Что в нем такого?

А вот ведь какое?

Чудесное слово!

 

Л: - Но чтобы это чудесное слово, как и другие волшебные слова, не могло расколдоваться, надо помнить: слово не должно расходиться с делом.

 

Народ давно заметил:

 

«Дела сильнее слов!»

«Худое слово и сладким медом не запьешь»

 

П. Чтение сказки.

 

БЕЗ ОДНОГО СЛОВА

Сказка

П. Дудочкин

Есть на свете такой сад, в котором, было время, никто не обижался друг на друга. Все жили в ладу, радостные, вежливые, добрые.

 

В жизни, всякое бывает. Иной раз Ветер так взвихривался, даже Дуб – и тот кряхтел, покачивался и начинал сердиться. Правда, Ветер вовремя спохватывался, стихал, и, виноватый, ласково просил:

 

- Извини!

 

И Дуб успокаивался, довольный, что Ветер сам утихомирил свои не в меру буйные порывы.

 

Случалось, Грач садился-усаживался на тоненькую Ветку, та, бедняжка, изо всей мочи старалась держать его, гнулась-сгибалась, еле-еле терпела, хотела расплакаться, заскрипеть и больно-больно хлестнуть птицу, но догадливый Грач замечал это, взмахивал крыльями, и,  взмываясь ввысь, говорил:

 

- Извини!

 

Повеселевшая Ветка вновь расправляла свои листочки и с облегчением вздыхала, счастливая тем, что такая большая и тяжелая птица попросила извинения у нее, тоненькой Ветки.

 

Пчела садилась на Цветок, и, чтобы не обиделся он под грузной ношей, нежно-нежно жужжала ему:

 

- Из-из-звини!

 

И Цветок ничуть не обижался, только лепестками встряхивал: ладно, мол, ладно, бери мед, бери, а я потерплю, подержу тебя на своих лепестках.

 

Лист падал с дерева на Траву и тоже лепетал успокоительно:

 

- Извини!

 

До чего ж хорошее слово! Сколько в нем доброты, ласки, уважения, успокоения!

 

Все бы хорошо было, да однажды над садом гроза разразилась, да с таким громовым раскатом – всех перепугала и оглушила. Всех, всех, всех! Ошарашенные небывалым громом, - все – надо же так случиться – совершенно забыли слово «извини». Остальные слова не забыли, помнят, а это будто никто не знал, - совсем из памяти вылетело.

 

С той поры никто не извиняется друг перед другом – ни Ветер перед Дубом, ни Грач перед Веткой, ни пчела перед Цветком, ни Лист перед Травой. Никто! Ни перед кем! По-иному пошла жизнь. Не стало в саду ладу. Вежливости и доброты как ни бывало. Все друг на друга сердятся, гневаются, злые, грубые. Дуб возмущается, шумит без умолку, протестует, что Ветер никому не дает покоя и ни перед кем ни извиняется. И Ветка вышла из терпения – и раз хлестнула Грача, и два, и три, а он сидит, как ни в чем ни бывало и не думает просить прощения. Даже терпеливый Цветок и Трава-Мурава и те не шелестят, беспокойные, обиженные.

 

И никому невдомек, почему так плохо в саду стало, почему все шумят друг на друга, косятся и сердятся, друг друга ругают и виноватят. Может, гроза виновата, что так всех напугала, а может быть, виноват тот, кто чересчур растерялся и с перепугу позабыл то, что нельзя забывать никому и никогда.

 

Почему так плохо стало в саду?

 

Так как же надо говорить друг с другом?

 

 

 

 

У: -  А теперь, чтобы узнать, как вы поняли что такое «волшебные слова», решим несколько задач:

 

1.  Умеют ли они здороваться?

 

«Петя и Юра спешили в буфет и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Сергеевна. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «Здравствуйте, Анна Сергеевна!»

 

Что им ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в буфет.

 

А когда на уроке читали рассказ «Волшебное слово», то Анна Сергеевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры.

 

Почему? (Ответы детей)

 

2. «Пожалуйста!»

 

«Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.

 

Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.

 

А что я сделала? – возразила Леночка.

 

Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

 

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

 

И девочка и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино пожалуйста «волшебным»? Почему?

 

У: - А сейчас, Кот Леопольд, наши первоклассники покажут тебе как они умеют читать стихи. И мы все вместе послушаем стихи о «волшебных словах».

 

Дети – первоклассники читают стихи (5 человек)

 

«Здравствуйте!»

 

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

 

«Доброго пути!»

 

Нам желают: доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

 

«Спасибо!»

 

Мы все припомнить не смогли бы,

Ведь это было столько раз…

За что мы говорим  «спасибо»?

За все, что делают для нас.

 

«Пожалуйста!»

 

Отменить, что ли слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно…

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

 

«До свидания!»

 

Когда мы увидимся снова? –

Никто не ответит заранее…

Сказать остается два слова,

И мы говорим: «До свидания!»

 

УШ. Обобщение

 

1Х. Рефлексия

 

Теперь, ребята, давайте вспомним какие же есть «волшебные слова»? (Ответы детей))

 

Задание: Нарисуйте листочки, напишите на них добрые слова, которые вы часто употребляете, и раскрасьте зеленым цветом. Желтым цветом напишите слова, которые вы научились употреблять в своей речи сегодня, на уроке этики, и прикрепите их к «дереву мудрости».

 

А как надо произносить  эти слова, чтобы они не потеряли своей волшебной силы? (Ответы детей). Что бы вы хотели сказать нам, подводя итоги урока?

 

- Благодарю всех вас за ваши улыбки, за активное участие в нашем необыкновенном уроке. А на память о нем примите эти медальки. Пусть они вам напоминают, что улыбка – это добро и радость.

 

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи.

Будем же чаще улыбаться, делиться добротой и заботой, вниманием с окружающими!

 

До свидания! До новых встреч!

Категория: Воспитательная работа | Добавил: Admin (13.02.2013)
Просмотров: 2651