Методическая копилка
Главная » Статьи » Воспитательная работа |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Михайловки» Волгоградской области «В здоровом теле – здоровый дух» ( внеклассное занятие по воспитанию у детей здорового образа жизни в 3 классе) Учитель: Крысаченко Людмила Александровна 2010-2011 учебный год Тема: «В здоровом теле – здоровый дух». Цели: познакомить с историей развития аптекарского искусства, с «ле- карствами с грядки», повторить правила пользования лекарственными средс-вами. Выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления рук, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия. Оборудование: коробочки с сухими лекарственными травами, статья «Аптечные огороды», мультимедийный проектор. Ход занятия. ( Звучит музыкальное произведение «Этюд души). I. Психологический настрой. - Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите:»Я при-ветствую тебя, Земля». Вытяните руки перед собой вперед: «Я приветствую тебя, Вода». Согните руки в локтях и подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух». Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!» II. Актуализация знаний. ( мультимедиа) Тема занятия. - Как же звучит тема занятия? - Как вы понимаете смысл этого выражения? ( Если человек занимается спортом, правильно питается, значит, он здоров). - Что надо делать, чтобы быть здоровым? - Что делать, если вы заболели? (Вызвать врача.) - Какую помощь оказывает врач? (Выписывает рецепт, назначает лечение). - Где надо брать лекарства? Какие формы лекарственных средств вы знаете? - Как принимать лекарства?( По назначению врача). - Можно ли заниматься лечением самостоятельно? (Нет.) Почему? - У кого дома есть аптечка? Вспомните, что в ней находится? Разрешают ли вам родители пользоваться ей самостоятельно? - Какие вы знаете правила пользования лекарствами? (Принимать только по на-значению врача.) - Молодцы! Вам хорошо известны эти правила. Можете ли вы представить, что какое –то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек? III. Знакомство с новым материалом. ( мультимедиа) Знахарские рецепты. - Давайте перенесемся на несколько веков назад и кратко познакомимся с историей развития аптекарского искусства. Издавна на Руси верили в « сглаз и порчу», обращались к целителям и знахарям, лечились травами, святой водой, заговорами. Посмотрите на некоторые из них: * От зубной боли – змею живую добыть, вынуть жало и той желчью мазать. * От глухоты – если человек оглохнет, взять желчь вороны и пустить в уши. * От корысти – кожей собачьей обернуть. * Если истолченный изумруд положить в питье, то уймет смертельный яд и зажи-вит укусы ядовитых гадов. - Как вы думаете, стоит ли пользоваться этими рецептами? - Правильно. Когда вы читаете свои гороскопы, то можете увидеть, что у каждого знака Зодиака есть камень-талисман, который охраняет человека от различных не-приятностей и злых сил. Может быть эти поверья как-то связаны со старинными методами лечения. Ученик. Без больницы люди жили, Знахари больных лечили: От озноба – зверобоем, От зубов – льняным настоем, От ожогов – бузиной, А от ран – землей родной. Варят старые знахарки Из лечебных трав припарки, Сушат в печке ножки жабы, Привороты знают бабы. Побормочут разных слов – И глядишь, больной здоров! Жив – здоров и сам доволен. Он, видать, и не был болен. (мультимедиа) О бане.( Иллюстрации к тексту). -(1) Русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. Если им случалось заболеть, то лучшим лекарством они считали баню. Многие сегодня придержива-ются этого способа лечения. Раньше, когда не было бань, люди парились в печах. Когда печь остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать, да и лез-ли прямо в печь, взяв с собой веник и посуду с ковшом. Ложился человек на соло-му и разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От горячих стенок шел пар, а люди хлестали себя веником. Напарившись, вылезали из печи и выливали на себя холодную воду. Париться в печах было неудобно, поэтому стали строить бани на берегах рек и прудов. - Как вы думаете, почему? ( Вода рядом.) Какие они были? ( Из бревен). -(2) Воду таскали из колодца, топили печку березовыми дровами, давали бане выстояться. После мылись. Чем жарче было в бане, тем считалось здоровее. Парь-ся, помахивай веником – тут тебе удовольствие и польза. -(3) В углу бани делали очаг, на который клали булыжники. Когда они раскалялись, на них выплескивали воду – пар заполнял всю баню. А когда от жары, люди выбе-гали без одежды на улицу – сразу в пруд, а затем снова в баню. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека. И здоровый парился и больной, ма –ленькие и взрослые. - (4) Вас беспокоит простуда: а) купи в аптеке травы; б) полезен после массаж; в) чай испокон веку считался лучшим напитком для бани. Хорошо его заварить со смородиной или медом. Релаксация. - А теперь сделаем массаж. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставу, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, ука-зательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, бе-зымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды. - Когда же стали появляться первые аптеки, как люди лечились? Я предлагаю про-читать статью «Аптеки и аптечные огороды». - Когда же появились первые аптеки? ( В Москве). - Что такое аптечные огороды? (Лекарственные растения) - Кто такой фармацевт? (Работник аптеки) (мультимедиа) Лекарства с грядки. -Ехать в Москву за лекарствами могли не все, что оставалось делать? - Издавна люди подмечали какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Человек ис-пользовал лечебные свойства растений и передавал знания об этом своим детям и внукам. Очень многие из этих «зеленых лекарей» вам знакомы хорошо. ( дети по цепочке читают о лекарственных свойствах) Капуста – если свежий капустный лист приложить к голове – помогает от голов-ной боли. После уколов – приложить лист – рассасывает уплотнения. Морковь – есть для улучшения состава крови. Тертую морковь прикладывают к ожогам. Лук – сок лука при полоскании горла во время ангины. При кашле варят лук с сахаром и медом в течение 3 часов. Картофель – сок свежего картофеля пьют по одной четвертой столовой ложки при головных болях. При простуде ингаляции паром над кастрюлей. Чеснок – при гриппе 2 зубчика надо съедать. При насморке – дышать чесноком. Свекла – сок при насморке. - А на «закуску» хочу дать рецепт вкусного лекарства от кашля: в столовую ложку сахарного песка наливают несколько капель воды и в ложке прокаливают над открытым пламенем. Полученный коричневый сахар сосут маленькими кусочками. – Современная медицина признает лечение травами. Покупаем уже готовыми в аптеке, кто-то собирает сам. Лечение травами- это своего рода наука, нужно знать, какое растение от каких болезней помогает, когда и какие части надо собирать, как правильно сушить или заваривать. Лекарственные растения используются в «жи-вом виде», (листья, цветки, кора, корни). (мультимедиа) - При заготовке растений необходимо соблюдать определенные правила: * почки и кору растений собирают весной, листья- в период цветения и только в су-хую погоду, цветы – в период цветения, и только те, которые раскрылись, корни – в конце лета и осенью, ягоды и семена – целые и неиспорченные; * сушат лекарственные растения при сухой жаркой погоде, под навесом, обяза- тельное условие – перемешивание; * растение считается готовым, если при трении листья рассыпаются в порошок, плоды не слипаются, а корни гнутся. Хранить можно 1 – 1,5 года, корни – 2-2,5 года. - Представляете, как непросто было собрать и приготовить лекарственное расте- ние? Лечимся мы ими, приготавливая настои или отваривая. Это тоже непросто. Поэтому на коробочках пишут способ приготовления лекарства. - Я принесла некоторые из лекарственных растений. Давайте рассмотрим. ( Кора дуба, зверобой, липовый цвет, мать-и-мачеха, шалфей, ромашка.) - Прочитайте способ приготовления, найдите сроки годности этих сборов. - Дети, а кто любит чай с травами? IV. Рефлексия. - Мы совершили небольшое путешествие в историю развития аптечного искусства. Что вам больше всего понравилось? - Как вы думаете, что легче: лечиться или предупреждать заболевание? Вспомните, что для этого нужно сделать? V. Аутогенная тренировка. - Сделайте спокойный вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь. - Да, а как насчет улыбки? - Улыбнитесь друг другу. Я Имею ввиду настоящую, согревающую сердце улыбку, которая исходит изнутри, которая так ценится высоко. Я приглашаю гостей выполнить это простое задание. -Сядьте удобно, подтяните подбородок, держите высоко голову, наполните легкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы! -Теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнера из людей, сидящих рядом и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбнитесь, скажите несколько приятных слов. - Что вы почувствовали? А когда вам улыбались? - Запомните и сохраните эти ощущения. Ведь улыбка создает счастье в доме и слу-жит паролем для друзей. И если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам. Будьте здоровы! ( Приглашение гостей к чаю из трав.) Хотим видеть учеников здоровыми и веселыми. У многих детей, поступающих в школу, ослабленное здоровье, и это является причиной ухудшения успеваемости. Главной целью занятия было научить детей бережно относиться к своему здоровью, знать и выполнять правила пользования традиционными лекарствами и «лекарствами с грядки», выработать умения и навыки снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия, ведь от здоровья, бодрости детей зависит их умственное развитие, вера в свои силы.
Литература. 1. Шартон Е. С. «Занимательная биология». – Архангельск, 1991 г. 2. Соковня-Семенова И.И. «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь». – М., 1997г. 3. «Википедия». | |
Категория: Воспитательная работа | Добавил: Admin (14.12.2011) | |
Просмотров: 3608 |